МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ИЛЬИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ТОМАРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 694840, с. Ильинское, пер. Гвардейский,15 тел./факс: (424-46) 2-52-09 E-mail: Ilinskmousosh@mail.ru УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ с.Ильинское Т.А.Шишкина Приказ № 225 от 20 июня 2024 г Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря военно-патриотического профиля «Юный патриот» Возраст детей: 6,6-13 лет Срок реализации: июль 2024 с.Ильинское 2024 г. Пояснительная записка Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся. Цели программы достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций. Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Лагерь создается на базе общеобразовательного учреждения для реализации образовательных программ и оздоровительной работы с учащимися школы в летний период. Цель программы: лагерь создается с целью укрепления здоровья детей, развития их интеллектуальных способностей, гигиенической и физической культуры; реализации медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурнодосуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей и подростков; формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”. Задачи: создание условий для укрепления здоровья детей и подростков; развитие их гигиенической и физической культуры; реализация лечебно-оздоровительных и профилактических, спортивных, культурно-досуговых программ; воспитание у детей и подростков деятельного патриотизма по отношению к своей малой Родине и родному краю, разработка и реализация социально-значимых проектов; сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта; воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов. Нормативно-правовая база Закон «Об образовании РФ» Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г. Положение о лагере дневного пребывания. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий. Приказы школы. Должностные инструкции работников. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра. Заявления от родителей. Акт приемки лагеря. Планы работы. Психолого-педагогические условия Обеспечение личностной и социальной значимости содержания деятельности. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы в процессе организации лагерной смены. Содержание программы Программа рассчитана на одну лагерную смену, для учащихся с 1 по 8 классы. Программа включает четыре блока: военно-патриотический, физкультурнооздоровительный, трудовой и художественно-творческий блок. 1.Военно-патриотический блок Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру. Основные формы работы: отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья»; демонстрация художественного фильма о ВОВ; мемориальная акция «Свеча памяти, посвященный к 22 июня-начала ВОВ»; смотр строевой песни; конкурс детских сочинений «Никто не забыт, ничто не забыто»; выпуск общелагерной газеты «Спасибо деду за победу!»; экскурсия в районный музей родного края; поход «По долинам и по взгорьям». 2.Физкультурно-оздоровительный блок В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику. Основные формы работы: утренняя гимнастика (зарядка); спортивные игры на спортивной площадке; подвижные игры на свежем воздухе; эстафеты, спортивные мероприятия; беседы, лекции «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», тренинг «Как сказать «нет» вредным привычкам» (с использованием ИКТ). 3.Трудовой блок Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда. Основные формы работы: бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, по отряду); общественно-значимый труд (уборка прилегающей территории, работа на пришкольном участке). 4. Художественно-творческий блок Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков. Основные формы работы: изобразительная деятельность (оформление отрядных уголков, конкурс стенгазет и рисунков); конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Кто хочет стать миллионером»); творческие конкурсы («Давайте, познакомимся!», конкурс рисунков на асфальте, «Прощай, лагерь!»); игровые творческие программы (конкурс поделок из природного материала); концерты («А я умею так!»); творческие игры. Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку: Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям. Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста). Любовь к родной природе (охрана окружающей среды) Моя Родина - Россия. Моё село – (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине, к родному селу). Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству). План работы летнего пришкольного-оздоровительного лагеря «Юный патриот» План - сетка программы 1-й день 1.Открытие лагеря. Формирование отрядов. 2.Инструктаж по технике безопасности. 3.Отрядные часы на тему «Отечество». 5-й день День народного творчества 1.Конкурс «Алло, мы ищем таланты». 2.Демонстрация художественного фильма о ВОВ. 3.Экскурсия в лес. Сбор лекарственных трав. 9-й день 1.Праздник. 2.Турнир по настольным играм (шашки, шахматы). 3.Конкурс рисунков на асфальте. 13–й день Высокая Гора – Родина моя. 1.Викторина 2-й день День знакомств 1.Беседа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». 2.Работа на пришкольном участке. 3.Вечер «Давайте, познакомимся!» 6-й день День мальчиков 1.Смотр строевой песни. 2.Игра «Кто хочет стать миллионером?» 3.Спортивные соревнования на свежем воздухе 3-й день День защиты окружающей среды 1.Поход «По долинам и по взгорьям». 2.Конкурс на отрядный уголок. 3.Лекция «Мы патриоты!» 7-й день День девочек 1.Концертконкурс «А я умею так…!» 2.Танцевальный конкурс. 3.Игра «Поле чудес». 4-день День творчества 1.Конкурс поделок из природного материала. 2.Выпуск общелагерной газеты. 3.Чемпионат лагеря по футболу. 8-й день День здоровья 1.Тренинг «Как сказать «нет» вредным привычкам». 2.Изучение точечного массажа. 3.Отрядный час «Семья». 10-й день День экскурсии 1.Экскурсия. 2.Уборка прилегающей территории. 3.Подвижные игры на свежем воздухе. 11-й день День Загадок 1.Экскурсия к роднику. 2.Беседа “Безопасность у воды”. 14-й день День зелёного огонька 1.Беседа по 15-й день День великих открытий 1.Конкурс 12-й день День Спорта. 1.Конкурс рисунков и стенгазет «Здоровым быть-это модно» 2.Чемпионат лагеря по волейболу. 3.Викторина «Спорт это здоровье». 16-й день День индейцев 1.Конкурсная программа. “Знаешь ли ты свой район” 2.Беседа “Леса и горы – гордость района”. 3.Экскурсия. профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. 2.Эстафета «Дорожные знаки» 3.Подвижные игры. 17-й день 18-й день Мисс и Мистер День памяти лагеря 1.Мемориальная 1.Конкурсная акция программа «Мисс и 2.Конкурс Мистер лагеря». рисунков «Никто 2.Подвижные игры не забыт, ничто не на свежем воздухе. забыто». «Гиннес-шоу». 2.Сюжетноролевые игры. 3.Экскурсия в сельскую библиотеку. 2.Самый лучший костюм индейца. 3.Игра «Мимика». 19-ый день Фестивальный день 1.Экскурсия по селу. 2.Фестиваль песен. 3.Викторина «Пернатые друзья». 20-ый день День развлечений 1.Конкурс рисунков на асфальте «До новых встреч!». 2.Подвижные игры. 3.Репетиция концерта «Прощай лагерь». 21-ый день Закрытие смены 1.Вечер «Прощай лагерь». Награждение активных участников. 2.Дискотека к закрытию лагеря. Ожидаемые результаты: В ходе реализации данной программы ожидается: Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности. Развитие коммуникативных способностей и толерантности. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социальнозначимую деятельность. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов) Расширение кругозора детей. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм. Личностный рост участников смены. Формирование у детей чувства уважения к защитникам Родины. Заинтересовать детей и подростков военной и государственной службой. Развитие чувства патриотизма, любви к Родине, стремления больше узнать о нём, беречь родную природу. Список литературы: 1.Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 2.Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007 3.Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г. 4.Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008 г. 5.Журнал «Мэгариф». 6.Внеклассные мероприятия в начальной школе.-Волгоград, «Учитель», 2007 г.