Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития разработанной с ориентировкой на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ИЛЬИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ «ТОМАРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694840, с. Ильинское, пер. Гвардейский,15 тел./факс: (424-46) 2-52-09
E-mail: Ilinskmousosh@mail.ru
____________________________________________________________________________

ПРИКАЗ
29 августа 2019 года № 176
с.Ильинское

Об утверждении Адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования для обучающихся с задержкой психического
развития разработанной с ориентировкой на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,
вариант 7.1, с учетом индивидуальных особенностей в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная
школа с.Ильинское муниципального образования «Томаринский городской
округ» Сахалинской области
В соответствии с ч.5. ст.12, ч.6 ст. 11, ч.7. ст.12 ФЗ № 273 «Об
образовании в Российской Федерации», в целях обеспечения реализации права
на образование обучающихся с ОВЗ, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Адаптированную
основную общеобразовательную
программу основного общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития разработанной с ориентировкой на ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, вариант 7.1, с учетом индивидуальных особенностей в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя
общеобразовательная школа с.Ильинское муниципального образования
«Томаринский городской округ» Сахалинской области (Прилагается).
2. На основании заключения территориальной психолого-медикопедагогической комиссии МО «Томаринский городской округ» Сахалинской
области от 24.04.2019 № 53:
2.1.
Создать
обучающемуся
в
муниципальном
бюджетном
общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа
с.Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ»
Сахалинской области специальные условия обучения:
2.1.1. Осуществлять обучение по Адаптированной
основной
общеобразовательной программе основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития разработанной с
ориентировкой на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 7.1, с учетом
индивидуальных
особенностей
в
муниципальном
бюджетном
общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа

с.Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ»
Сахалинской области в 2019-2020 учебном году.
2.1.2. Форма обучения: очное обучение.
2.1.3. Режим обучения: полная включенность в образовательный процесс.
2.1.4.Форма получения образования: в образовательной организации.
2.1.5.Обеспечение архитектурной доступности: не нуждается.
2.1.6. Получение услуг ассистента (помощника) тьютера: не нуждается.
2.1.7.Специальные технические средства обучения: не нуждается.
2.1.8.Другие специальные условия: социализация через вовлечение в
общественно-полезную, трудовую и спортивную деятельность.
3. Обеспечить реализацию АООП педагогическими и иными
работниками, имеющими необходимый уровень образования:
3.1.1. Педагогические работники образовательной организации, имеющие
профильное образование (по профилю деятельности образовательной
организации и (или) по направлениям ("Педагогическое образование",
"Психолого-педагогическое образование") с обязательным прохождением
курсовой подготовки.
3.1.2.
Педагог-психолог
профессиональное
образование
по
педагогическим специальностям или по направлениям ("Педагогическое
образование", "Психолого-педагогическое образование") с обязательным
прохождением курсовой подготовки.
3.2. Учителям предметникам, работающим в 6 классе обеспечить:
- разработку календарно-тематического планирования
с учетом
индивидуальных особенностей обучающегося, которые обеспечат ему освоение
образовательной программы на основе индивидуализации;
- использование дидактического материала, опорных схем, карточек с
заданиями по содержанию темы урока.
3.3. Педагогу-психологу обеспечить:
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
- проведение коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой
и познавательной сферы, учебной мотивации, письменной речи, навыков
социального взаимодействия.
4. Возложить в 2019-2020 учебном году ответственность по
сопровождению обучающегося с ОВЗ на заместителя директора по УВР
образовательной организации.
5. Исполнение приказа в рамках ответственности юридического лица
оставляю за собой.

Исполняющий обязанности директор

Т.А.Шишкина

2

ПРИНЯТ
на заседании
педагогического совета
от «27» августа 2019 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом исполняющего обязанности
директора МБОУ СОШ с. Ильинское
от «29» августа 2019 г. № 176

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
(с задержкой психического развития)

с.Ильинское

Оглавление
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................. 5
1.1. Пояснительная записка..................................................................................... 5
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной
общеобразовательной программы основного общего образования ................... 7
1.3. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы
основного общего образования ............................................................................. 9
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................... 14
2.1 Направление и содержание программы коррекционной работы ................ 16
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ....................................................................... 18
3.1. Учебный план .................................................................................................. 18
3.3 Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития............................................ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ ......................................................................................................... 22
УЧЕБНЫЙ ПЛАН .................................................................................................. 22

4

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Признание государством ценности социальной и образовательной
интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них
адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном
учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так
называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное образование – это специально организованный
образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде
сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам
с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном
образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение
образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования –
успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта
ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС ООО
является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в
особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях
обучения – детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Адаптированная программа для детей с задержкой психического
развития (АОП ООО) – это комплексная программа, направленная на
обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям
этой категории в освоении образовательной программы основного общего
образования.
Нормативный срок освоения АОП ООО предполагает, что обучающийся
с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5
лет), в исключительных случаях, по рекомендациям ПМПК, срок обучения
может увеличиться.
АОП ООО реализуется организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их
реализации.
АОП ООО представляет собой адаптированный вариант основной
образовательной программы основного общего образования (далее - ООП
ООО). Требования к структуре АОП ООО (в том числе соотношению
5

обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют
федеральному государственному стандарту основного общего образования.
В основу формирования АОП ООО обучающихся с ЗПР положены
следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования,
общедоступность
образования,
адаптивность
системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности,
• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу
структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ―
«образовательной области»;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития
всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами
и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Цель программы: обеспечение выполнения требований ФГОС ООО
обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Задачи программы:
- своевременно выявлять детей с трудностями адаптации,
обусловленными задержкой психического развития;
6

- определять особые образовательные потребности детей с задержкой
психического развития;
-определять особенности организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью
его выраженности;
- создать условия, способствующие освоению детьми с задержкой
психического развития основной образовательной программы основного
общего образования и их интеграции в образовательной организации;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико
педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учётом
особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии);
- обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным
образовательным программам и получения дополнительных образовательных
коррекционных услуг;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям
(законным представителям) детей с задержкой психического развития по
медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Обязательными условиями реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР
является
психолого-педагогическое
сопровождение
обучающегося,
согласованная работа учителей со специалистами (учителем-логопедом,
психологом,
социальным
педагогом),
реализующими
программу
коррекционной работы.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР
адаптированной общеобразовательной программы основного общего
образования
Самым общим результатом освоения АОП ООО обучающихся с ЗПР
должно стать полноценное основное общее образование, развитие социальных
(жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с ЗПР АОП ООО соответствуют ФГОС ООО.
Личностные результаты освоения АОП ООО включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения
основной цели современного образования – введения обучающихся с ЗПР в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
7

Метапредметные результаты освоения АОП ООО обучающихся с ЗПР –
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные). Раскрываются через умения и
универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС ООО они отражают
базовый уровень планируемых результатов.
Предметные результаты освоения АОП ООО обучающихся с ЗПР –
освоенный обучающимися с ЗПР в ходе изучения учебных предметов опыт
специфической для каждой предметной области деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной
научной картины
мира. Предметные результат отражены в рабочих
программах по учебным предметам (приложение к АОП).
АОП ООО обучающихся с ЗПР определяет уровень овладения
предметными результатами: базовый уровень (обязательный минимум
содержания основной образовательной программы) – является обязательным
для всех обучающихся с задержкой психического развития.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП НОО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление
социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении,
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни,
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия,
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации,
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты специальной поддержки освоения АОП ООО должны
отражать:
включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления,
8

умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать
вопросы;
х видах
предметно -практической деятельности;
действия;
на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и
результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
освоения АОП ООО предметные, метапредметные и личностные результаты;
ые учебные
действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в
соответствии с его потенциальными возможностями и особыми
образовательными потребностями в индивидуальных образовательных
маршрутах
(карта
индивидуального
образовательного
маршрута
обучающегося).
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР
содержания АОП ООО, заданной действующим ФГОС ООО, учитель,
психолог, логопед, социальный педагог могут оперативно дополнить структуру
коррекционной программы соответствующим направлением работы, которое
будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших
затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в
обучении, взаимодействии с учителями и с учащимися класса (школы)
обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медикопедагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его
дальнейшему обучению.
1.3. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы
основного общего образования
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ являются
оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов
деятельности образовательной организации и педагогических кадров. Система
9

оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
АОП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов
образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех
групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АОП ООО
осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Оценивать
достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при
завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР
может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и
стандартизация планируемых результатов образования в более короткие
промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АОП ООО в
иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой
(по итогам освоения АОП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
стации (в малой группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);

потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2) упрощение много звеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в
медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с
ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению и др.);
10

стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
сть организации короткого перерыва (10-15 мин) при
нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения АОП ООО должна предусматривать оценку достижения
обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с задержкой психического
развития планируемых результатов освоения программы коррекционной
работы
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы, осуществляется в полном соответствии с требованиями
ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ. При определении подходов к осуществлению
оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений психического и социального развития, индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений
в освоении содержания АООП ООО, что сможет обеспечить объективность
оценки.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов
освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает
наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях,
отражающих успешность достижения образовательных достижений и
преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых
процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность,
11

диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи,
позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов
освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в
случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях
оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую,
текущую и финишную диагностику.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных
особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить
исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о
степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность
и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в
течение всего времени обучения обучающегося на основной ступени
образования. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве
ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения
реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в
нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе
(окончание учебного года, окончание обучения на основной ступени школьного
образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в
соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися
программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и
финишной диагностики
разрабатывает разрабатываются с учетом
типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их
индивидуальных особых образовательных потребностей.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы
Формы учета достижений
и методы контроля
текущая аттестация
итоговая
урочная
внеурочная
(четверть, год)
деятельность
деятельность
аттестация
- устный опрос;
-диагностическая; -анализ
-участие
в
письменная
и контрольная
динамики;
выставках,
самостоятельная
работа;
текущей
конкурсах,
работа;
- диктанты;
успеваемости;
соревнованиях;
- диктанты;
- изложение;
-активность
в - активность в
12

-контрольное
- контроль
списывание;
техники чтения
тестовые задания;
- графическая работа;
- изложение;
- доклад;
- творческая работа;
- посещение уроков по
программам
наблюдения

проектах
и проектах
и
программах
в программах
урочной
внеурочной
деятельности.
деятельности;
- творческий
отчет.

- портфолио
-анализ
психологопедагогических исследований
Формы представления образовательных результатов:
• табель
успеваемости по предметам (с указанием требований,
предъявляемых к выставлению отметок);
• тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и
анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях
проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
• устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и
рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
• портфолео ученика;
Результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих
динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств
обучающегося с ЗПР, УУД.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов
портфеля достижений, делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных
способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему
возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ
умения учиться, понимаемой как
способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности –
мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и
саморегуляции.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который
13

представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы
специалистов (экспертов).
Данная группа экспертов объединяет всех участников образовательного
процесса – тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимся.
Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки
достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции,
которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки
продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ
изменений его поведения в повседневной жизни – в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение
родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной
динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об
ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на
жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебнопознавательной деятельности, но и повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия
родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное
психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой
информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание
программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы не выносятся на итоговую оценку.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Освоение основной образовательной программы должно обеспечить
введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного
пространства в связи с особенностями своего физического или психического
развития.
Введение такого ребенка в контекст культурных ценностей открывает ему
возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для
реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях
и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять
активную жизненную позицию в сообществе.
Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок
овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и
14

навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной
компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения,
оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского
общества.
Содержание подготовки учащихся: на второй ступени обучения,
представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов
учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив
основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной
подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной
программы (для детей, обучающихся по адаптированной образовательной
программе с задержкой
психического развития); создать условия для
самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе.
Программа формирования универсальных учебных действий; программа
отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; программа
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР; программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС ООО.
Структура АОП ООО предполагает введение программы коррекционной
работы.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе
Структура
Задачи
Особенности процесса
обучения
5-6 классы Формирование базы основных Особую важность имеет
знаний, умений и навыков. межпредметная связь. Учет
Расширение
знаний
об психофизических
окружающем мире, развитие особенностей подросткового
устной речи; развитие умения возраста. Развитие интереса к
делать выводы и обобщения, процессу обучения на основе
правильно
выражать
свою индивидуальных
мысль, развитие измерительных возможностей учащихся в
и вычислительных операций в усвоении
программного
сочетании
с
трудовым материала.
обучением.
Закрепление Воспитание
в
учебной
навыков правильного письма. деятельности
правильных
Сообщение профессиональных межличностных отношений.
умений, практических знаний.
7 -9 классы Формирование общей культуры Организация
личности
обучающихся, образовательного процесса с
15

воспитанников
на
основе
усвоения
образовательного
минимума
общеобразовательных
программ. Создание основы для
осознанного
выбора
и
последующего
освоения
профессиональных
образовательных
программ.
Развитие
коммуникативных
возможностей с опорой на
реальные и проектируемые
учителем ситуации трудового
взаимодействия.

целью
достижения
обучающимися:
- сформированностиУУД;
- воспитанности.

2.1 Направление и содержание программы коррекционной работы
Адаптированная образовательная программа позволяет реализовать
личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое
сопровождение ребенка, способствующее достижению обучающимся с
задержкой психического развития стандарта образования. Она имеет
подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к образовательной
программе, может уточняться и корректироваться.
К числу основных условий необходимых для повышения эффективности
обучения и воспитания детей с задержкой психического развития относятся:
- введение системы регулярного, углубленного, комплексного и
разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на
уроке, во внеурочное время,в семье;
- интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и
педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;
- разработка и реализация педагогических технологий (диагностикоинформационных, обучающе-образовательных, коррекционных);
- объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в
оказании всесторонней помощи и поддержки детям с задержкой психического
развития;
- расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных
и правовых услуг детям и родителям;
- развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родительмедицинские работники.
16

Практическая работа по реализации адаптированной образовательной
программы предполагает: повышение уровня педагогической компетентности
педагогов, родителей; применение новых педагогических технологий,
учитывающих особенности детей с задержкой психического развития;
координацию деятельности медицинских и образовательных учреждений по
осуществлению
комплексного
медико-психолого-педагогического
сопровождения.
Программа позволяет педагогам обеспечить возможность оптимального
применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом
индивидуально-типологических особенностей детей.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
–Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в его интересах.
–Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции
и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и
коррекции нарушений детей с задержкой психического развития, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
–Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к её решению.
–Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий
для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в
физическом и (или) психическом развитии.
–Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с задержкой психического развития выбирать формы
получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать
законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе)
детей с задержкой психического развития в классы, занимающиеся по
адаптированной образовательной программе.
Психолого-педагогические и организационные условия реализации
программы:
-реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с
образовательным маршрутом ученика;
17

-учет особенностей развития каждого ребенка;
-предоставление психологических и социальных индивидуальных
консультаций;
-создание условий по охране и укреплению здоровья детей;
-формирование мотивационной готовности к обучению;
-развитие и совершенствование высших психических функций (память,
внимание, восприятие, мышление, речь);
-развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного
поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные
действия;
-совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы;
-коррекция детско-родительских отношений;
Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной
работы является взаимосвязь трёх подходов:
- нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе
школьных трудностей;
комплексного,
обеспечивающего
учет
медико-психологопедагогических знаний о ребёнке;
- междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместнораспределённую деятельность специалистов, сопровождающих развитие
ребенка, отражающую, с одной стороны, специфику решения задач коррекции
нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной
работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой –
интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса
(от осознания необходимости совместных действий к развитому
сотрудничеству).
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФГОС ООО.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не
менее 5 часов.

18

3.2. Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
предусматривает создание для них адекватных условий воспитания и обучения,
коррекции нарушений развития, социальной адаптации и равных с обычными
детьми возможностей для получения образования в пределах образовательных
стандартов.
Нормативно–правое обеспечение реализации АОП ООО представлено:
пакетом нормативно-правовых актов, регламентирующих образование детей с
ОВЗ и детей – инвалидов, федерального, регионального и муниципального
уровней; банком локальных актов МБОУ СОШ с.Ильинское: Положений,
приказов, регламентирующих организацию образовательного процесса детей с
ОВЗ и детей – инвалидов.
Кадровое обеспечение: 100 % укомплектованность образовательного
учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками,
обеспечивающими реализацию образования детей с ОВЗ и детей – инвалидов.
100% (11 человек) имеют высшее образование, 45% (5 человек) имеет высшую
квалификационную категорию, 36 % (4 человека) имеют первую
квалификационную категорию.
В 45% (5 человек) прошли курсовую подготовку по работе с детьми с
ОВЗ. Для реализации АОП ООО в школе имеются: библиотекарь, ПДО,
педагог-психолог. 100% педагогов используют при обучении учащихся с ЗПР
информационно-коммуникационные технологии. Распределение функционала
между педагогическими работниками школы реализующими АОП ООО,
представлено в таблице 2.
Таблица 2
№
Специалисты
п/п
1.
Учительпредметник
2.
Классный
руководитель

3.

Библиотекарь

Функции
Организация условий для успешного продвижения
ребенка в рамках образовательного процесса
Осуществляет индивидуальное или групповое
педагогическое сопровождение образовательного
процесса. Организует работу по формированию
Портфолио обучающегося.
Обеспечивает доступ к информации, участвует в
процессе воспитания культурного и гражданского
19

4

5
6

самосознания,
содействует
формированию
информационной компетентности обучающихся
путем обучения поиску, анализу, оценке и
обработке информации
Педагог-психолог
Обеспечивает
психолого-педагогическое
сопровождение образовательного процесса.
Проводит коррекционную работу по развитию
эмоционально-волевой и познавательной сферы,
учебной мотивации, письменной речи, навыков
социального взаимодействия
ПДО
Проводит коррекционную работу по развитию
навыков социального взаимодействия
Административный Обеспечивает для педагогических работников
персонал
условия для эффективной работы, осуществляет
контроль и текущую организационную работу.

Организационное обеспечение реализации АОП ООО включает наличие:
го образования для обучающихся с
задержкой психического развития;
коррекционно–образовательных маршрутов сопровождения детей с задержкой
психического развития; индивидуальных планов работы с детьми–инвалидами;
-педагогического сопровождения
обучающихся с задержкой психического развития и детей – инвалидов, а
именно: функционирование социально–психологической службы, школьного
психолого-медико-педагогического консилиума;
Образовательная деятельность в школе осуществляется на основе
учебного плана, разрабатываемого школой самостоятельно в соответствии с
базисным учебным планом, и регламентируется расписанием учебных занятий.
Обучение на уровне основного общего образования осуществляется по 5ти дневной учебной неделе. Средняя наполняемость классов составляет 7
учеников.
Продолжительность урока составляет 45 минут. Основная форма
обучения обучающихся с ЗПР – очная. При необходимости возможно
изменение формы обучения (при наличии медицинских показаний и согласия
родителей (законных представителей) обучающегося).
Материально–техническое и информационно-методическое обеспечение
заключаются в:
20

едназначенных для урочной и
внеурочной деятельности обучающихся, санитарно-гигиеническим нормам
образовательного процесса;
-бытовых условий (наличии оборудованного
рабочего места учителя и обучающихся, наличии спортзала, оборудованных
гардеробов и т. д.);
образовательного процесса требованиям охраны труда;
хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации
качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков, действующим
нормам;

спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования,
используемого в общеобразовательных учреждениях;
-методической литературой.
В школе имеется интернет, разработан собственный сайт, где
обучающиеся и их родители (законные представители) могут получить
информацию по реализации АОП ООО.
При
организации
образовательной
деятельности
применяются
информационно-коммуникационные технологии, которые направлены как на
совершенствование эффективности организации процесса обучения, так и на
формирование информационной культуры и компьютерной грамотности
школьников. Библиотека укомплектована печатными образовательными
ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд
дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает
детскую художественную и научно-популярную литературу, справочнобиблиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию
основной образовательной программы начального общего образования.
Система
условий
реализации
образовательной
программы
регламентируется локальными актами МБОУ СОШ с.Ильинское.
Создание и обеспечение перечисленных условий в МБОУ СОШ
с.Ильинское для организации образовательного процесса детей с задержкой
психического развития и детей-инвалидов – одно из приоритетных
направлений программы развития школы.

21

ПРИЛОЖЕНИЕ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС ООО
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная
школа с.Ильинское муниципального образования
«Томаринский городской округ» Сахалинской области
на 2019-2020 учебный год
Предметные
Учебные предметы
Количество часов в неделю/год
области
5
6
7
8
9
ИТОГО
Обязательная часть
Филология
Русский язык
5/170
6/204
4/136
3/102
3/102
21/714
Литература
3/102
3/102
2/68
2/68
3/102
13/442
Иностранные языки
3/102
3/102
3/102
3/102
3/102
15/510
Английский язык
Родной язык и
Родной язык
родная литература* (русский)
Родная литература
(русский)
Математика и
Математика
5/170
5/170
5/170
5/170
5/170
25/850
информатика
Информатика
1/34
1/34
1/34
3/102
ОбщественноИстория России.
2/68
2/68
2/68
2/68
3/102
11/374
научные предметы
Всеобщая история
Обществознание
1/34
1/34
1/34
1/34
4/136
География
1/34
1/34
2/68
2/68
2/68
8/272
Основы духовноОсновы духовно1/34
1/34
нравственной
нравственной
культуры народов
культуры народов
России
России
ЕстественноФизика
2/68
2/68
3/102
7/238
научные предметы
Химия
2/68
2/68
4/136
Биология
1/34
1/34
1/34
2/68
2/68
7/238
Искусство
Музыка
1/34
1/34
1/34
1/34
4/136
Изобразительное
1/34
1/34
1/34
1/34
4/136
искусство
Технология
Технология
2/68
2/68
2/68
1/34
7/238
Физическая
Основы безопасности
1/34
1/34
2/68
культура и Основы жизнедеятельности
безопасности
Физическая культура
3/102
3/102
3/102
3/102
3/102
15/510
жизнедеятельности
Итого: 28/952
29/986 30/1020 32/1088
32/1088
151/5168
Часть, формируемая участниками образовательного процесса**
Информатика вокруг
1/34
1/34
нас
Математика и
Основы
1/34
1/34
информатика
персонального
компьютера
Скретч
1/34
1/34
ОбщественноПолитика и право
1/34
1/34
научные предметы
Практикум по физике
1/34
1/34
ЕстественноМногообразие живых
1/34
1/34
научные предметы
организмов
Итого
1/34
1/34
2/68
1/34
1/34
6/204
22

Итого:
Максимально допустимая аудиторная
недельная нагрузка при 5-дневной
недели
Форма промежуточной аттестации

29/986

30/1020

32/1088

33/1122

33/1122

29

30

32

33

33

157/5338
**
157

Формой промежуточной аттестации являются: контрольные
работы, сочинение, тестирование, защита проекта, творческая
работа выполненные в течение учебного года. Выведение
годовых отметок успеваемости на основе четвертных отметок
успеваемости, выставленных обучающимся в течение
соответствующего учебного года.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».