МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ИЛЬИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ТОМАРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 694840, с. Ильинское, пер. Гвардейский,15 тел./факс: (424-46) 2-52-09 E-mail: Ilinskmousosh@mail.ru _____________________________________________________________________________ ПРИКАЗ 02 февраля 2022 года № 35-ОД с.Ильинское Об утверждении Положения об организации системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области В соответствии с концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации от 03.04.2012 № Пр-82, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р, Комплекса мер по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи Сахалинской области, приказом отдела образования Муниципального образования «Томаринский городской округ» № 122/1 а от 25.05.2021 года, ПРИКАЗЫВАЮ: 1.Утвердить: 1.1.Положение об организации системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области (приложение № 1). 1.2.Показатели системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области (приложение № 2). 1.3. План мероприятий («дорожная карта») по системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области на 2022-2025 гг (приложение № 3). 1.4. План -график основных ежегодных мероприятий по развитию и поддержке талантливых детей в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области на 2022-2025 гг. (приложение № 4). 1.5.Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области на 2022-2025 гг (приложение № 5). 1.6.Рекомендации для учителей по работе с одарёнными детьми в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области на 2022-2025 гг (приложение № 6). 2. Классным руководителям, учителям предметникам обеспечить: 2.1.реализацию Положения об организации системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, комплекса мер (показатели) по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, исполнение «Дорожной карты», в рамках компетенции; 2.2. организацию информационного сопровождения комплекса мер по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи среди родителей (законных представителей), обучающихся; 2.3. информацию (мониторинг участия) по одаренным детям предоставлять ежемесячно до 14 числа текущего месяца, следующего за отчетным, руководителю. 3.Контроль исполнения приказа оставляю за собой. Директор Т.А.Шишкина МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ИЛЬИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ТОМАРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 694840, с. Ильинское, пер. Гвардейский,15 тел./факс: (424-46) 2-52-09 E-mail: Ilinskmousosh@mail.ru СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете от «27» декабря 2021 г.№ 4 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ СОШс.Ильинское от «02» февраля 2022 г. № 35-ОД Приложение № 1 ПОЛОЖЕНИЕ об организации системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области 1. Общие положения 1.1. Актуальность организации системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области (далее - Система) обусловлена: 1) необходимостью интенсивного развития человеческого капитала как главного ресурса социально-экономического развития региона, повышения его имиджевой и инвестиционной привлекательности, наращивания научного, культурного промышленного потенциала Сахалинской области; 2) решением стратегических задач федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по повышению качества образования, развития творческого потенциала личности; 3) необходимостью совершенствования системы работы с одаренными детьми и молодежью в условиях стремительного развития наукоемких высокотехнологичных предприятий Сахалинской области; 4) необходимостью поиска и внедрения продуктивных форм сетевого взаимодействия интеграции ресурсов организации, работающей с талантами, в рамках образовательного кластера Сахалинской области; 5) востребованностью мониторинга качества системы работы с талантами в целях ее совершенствования и развития. 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Указами Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации» и от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 03.04.2012 № Пр-82, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития», государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р, федеральным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденным протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3, приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18.12.2019 № 1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях», Приказами отдела образования Муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области от 25.05.2021 № 122/1-а, от 21.07.2021 № 141-а. 1.3. Содержание настоящего Положения разработано в контексте следующего категориально-понятийного аппарата: 1) одаренность - многомерное проявление человеческой индивидуальности, обусловленное природными задатками (наследственными особенностями), характеризующее потенциальные и актуальные достижения личности и претерпевающие развитие на протяжении всей жизни человека; 2) способности - формирующиеся на основе природных задатков индивидуальные особенности человека, определяющие его успешность в конкретных видах деятельности; 3) талант - проявление выдающихся способностей, высокого уровня одаренности человека, позволяющих достигать высоких результатов в определенном виде деятельности; 4) выявление способностей и талантов - комплексная процедура определения актуальных и потенциальных способностей, различных видов одаренности, включающая диагностические процедуры, анализ достижений, обучающихся на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, результатов процедур независимой оценки качества образования; 5) поддержка способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых на федеральном, региональном, муниципальном уровнях мероприятий, обеспечивающих создание необходимых условий для развития одаренных детей и молодежи, раскрытия их личностного потенциала; 6) развитие способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых мероприятий, направленных на развитие когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы личности с учетом ее индивидуальной одаренности в целях ее гармоничного развития и профессионального самоопределения; 7) муниципальная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи понимается как совокупность социальных институтов, осуществляющих деятельность по реализации целей государственной политики в работе с талантами с использованием механизма сетевого межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства; 8) кластер в организации системы по работе с талантами определяется как объединение организаций, расположенных на территории Томаринского городского округа, по выстраиванию горизонтальных и вертикальных связей на добровольной взаимовыгодной основе с целью консолидации ресурсов по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи. 2. Организация системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи 2.1.Обоснование целей, задач, показателей мониторинга качества системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Организация системы работы с талантливыми детьми и молодежью осуществляется в контексте следующих методологических подходов: 1)системно-деятельностный, обуславливающий связи между структурными элементами (подсистемами) системы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов детей, и молодежи; 2)личностно-ориентированный, определяющий приоритетность интересов, потребностей, целей и ценностей развития личности детей и молодежи при организации работы с талантами; 3) гуманистический, ориентирующий на развитие потенциала личности в работе с талантливыми детьми и молодежью; 4) ресурсно-проектный, ориентирующий на проектирование и обеспечение условий для консолидации ресурсов всех субъектов региональной системы работы с талантами. Основными принципами в контексте этих подходов к организации системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи являются: 1) приоритет интересов личности, учет возрастных особенностей в организации работы с талантами; 2) индивидуализация в осуществлении выявления поддержки, развития способностей и талантов у детей и молодежи; 3) преемственность и непрерывность в работе с талантливыми детьми и молодежью; 4) системность и технологизация в выявлении, поддержке и развитии способных и талантливых детей и молодежи; 5)использование потенциала внутриведомственного и межведомственного сетевого взаимодействия, образовательного кластера, ресурсов государственночастного партнерства в развитии системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. 2.2. Стратегическая цель и задачи системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи. Цель - обеспечение единых подходов по организации системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Реализация данной цели включает: 1) формирование единого информационного пространства для всех субъектов системы работы с талантами; 2) внедрение продуктивных форм и методик по выявлению поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи; 3) активизацию повышения квалификации педагогов по программам работы с одаренными школьниками; 4) развитие потенциала сетевого взаимодействия и образовательного кластера по работе талантами; 5) проведение мониторинга качества системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. В достижении цели необходима реализация следующих взаимосвязанных задач: 1) организация процесса по выявлению способностей и талантов у детей и молодежи; 2) осуществление деятельности по поддержке способных и талантливых детей и молодежи; 3)организация деятельности по развитию способностей и талантов детей и молодежи; 4)организация деятельности по выявлению поддержке и развитию способностей и талантов обучающихся с ОВЗ; 5) увеличение охвата обучающихся дополнительным образованием; 6)организация образовательной деятельности по развитию способностей и талантов детей и молодежи с учетом их интересов, индивидуальных особенностей личности; 7) осуществление необходимых мероприятий по повышению уровня профессиональных компетенций педагогических работников в области выявления поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи; 8)осуществление непрерывного комплексного психолого-педагогического сопровождения способных детей и талантливой молодежи; 9) совершенствование действующих и внедрение новых форм развития образовательных достижений обучающихся, проявляющих выдающиеся способности; 10) организация содействия в поступлении способных и талантливых детей в профессиональные образовательные организации, в образовательные организации высшего образования; 11)развитие потенциала межведомственного и межуровневого взаимодействия в области выявления поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; 12) совершенствование форм государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей и молодежи; 13) использование ресурсов участников образовательного кластера в работе со способными обучающимися, в построении их индивидуальных траекторий образовательных достижений в развитии способностей и талантов, профессионального самоопределения в соответствии с интересами и способностями обучающихся. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области является частью системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Томаринском городском округе, в которой сформировались основные структурно - функциональные компоненты (подсистемы). В образовательной организации реализуются основные общеобразовательные программы в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов. На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач: - выявление способностей и талантов у детей и молодежи; - поддержка способностей и талантов у детей и молодежи; - развитие способностей и талантов у детей и молодежи; - выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - увеличение охвата обучающихся дополнительным образованием; - создание условий для индивидуализации обучения; - осуществление подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи; - осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи; - содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодёжи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования; - осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия; осуществлении государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей. Работа организации основывается на следующих принципах: -индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивающая учёт потребностей, запросов, а также индивидуального уровня развития, одаренного обучающегося; -учет возрастных возможностей обучающихся, обеспечивающий соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одарённых обучающихся на разных возрастных этапах; -доступность условий и услуг, направленных на выявление и развитие способностей, для всех детей, независимо от их места жительства и состояния здоровья, социального положения и финансовых возможностей семьи; -приоритет интересов личности, оказание образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала одарённых детей; -многоуровневость и многофункциональность организуемой деятельности, обеспечивающей включенность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимых условий для их развития; -сетевое внутриведомственное и межведомственное взаимодействие организаций, занимающихся вопросами выявления и поддержки одаренных детей; непрерывность и преемственность в 2.3.Основные цели и направления реализации. Целевой адресат – дети и молодежь. Раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи ориентированного на выявление, поддержку и сопровождение различных типов одаренности (и их сочетаний), основными из которых являются: интеллектуальная одаренность (определяется высоким уровнем интеллектуального развития, проявляющимся в научно-исследовательской, инновационной, предметной деятельности); творческая и художественная одаренность (проявляется в высоких достижениях в области художественного творчества, музыке, изобразительном искусстве, литературе, сценической деятельности); спортивная одаренность (определяется уровнем физического развития и высокими достижениями в различных видах спорта); социальная одаренность (определяется успешностью в общественной и предпринимательской деятельности, лидерскими и организаторскими способностями). 2.4.Основные направления реализации вытекают из задач и отражают приоритеты их выполнения: 2.4.1. Выявление задатков и способностей у детей и молодежи. Цель процедуры выявления – определение потенциала учащихся в различных видах проявления склонностей, способностей, одаренности. При реализации поставленной цели решаются следующие задачи: -выявление видов проявления склонностей, способностей, одаренности у учащихся; -определение уровня проявления склонностей, способностей, одаренности; -создание банка данных одаренных обучающихся; -совершенствование методов ранней диагностики выявления одаренных детей и молодежи. В рамках реализации данной цели предусмотрена организация ряда работ по следующим направлениям: разработка и совершенствование методик и технологий диагностирования одаренных (талантливых) детей и молодежи по типам одаренности, в том числе интеграция дистанционных, очных, очно-заочных форм обучения с одаренными детьми и молодежью; организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на диагностирование талантливых детей и молодежи по типам таланта. 2.4.2.Поддержка способностей и талантов у детей и молодежи. Поддержка способностей и талантов у детей и молодежи связана с организацией работы (создание образовательных программ), направленной на понимание и закрепление имеющегося у школьников потенциала путем: создания механизмов индивидуализации образовательных траекторий развития одаренных (талантливых) детей; создания образовательных, развивающих модулей по направлениям одаренности и группам компетенций; разработки и реализации региональной и муниципальных моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций, учреждений культуры и спорта, направленных на интеграцию усилий и консолидацию ресурсов для обеспечения реализации индивидуальных образовательных траекторий одарённых детей; организации профильных смен для талантливых детей с различными видами одарённости на базе загородных оздоровительных лагерей, образовательных и досуговых центров и др.; выработка и актуализация мер материальной поддержки одаренной молодежи. Развитие способностей и талантов у детей и молодежи достигается путем организации «правильной» работы с данной категорией обучающихся, направленной на повышение мотивации к обучению. Данная работа ведется посредством: целевой подготовки и обеспечения участия одарённых детей в областных, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, спортивных мероприятиях; актуализацией перечня конкурсных мероприятий для выявления одарённых детей по разным типам одарённости и развитие механизмов вовлечения их в конкурсные мероприятия; создание и поддержка сообществ (в том числе интернет-сообществ) детей и молодежи по интересам в области науки, техники, культуры, искусства, спорта, проведение интернет-форумов, выставок, конкурсов; осуществления мониторинга продвижения одаренных детей и талантливой молодежи по результатам их выступления на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на разных уровнях образовательных систем; совершенствования системы работы с родителями (законными представителями) одаренных детей. 2.5. Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья также, как и здоровые дети, обладают способностями и талантом. Но для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь, заключающаяся в организации работы по следующим направлениям: вовлечение детей с ОВЗ в творческую деятельность. Это позволяет эффективно решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоления комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Главная задача педагогов, работающих с данной категорией детей – создать такие условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы; создание ситуации успеха. Для любого подростка и особенно ребенка с ОВЗ очень важна ситуация успеха. Именно успехом можно воспитать любого учащегося. Но если в учебной деятельности проявить себя может не каждый, то в творчестве состояться может практически любой воспитанник; психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. 2.6. Увеличения охвата обучающихся дополнительным образованием. Интеграция общего и дополнительного образования является оптимальным механизмом развития современного образовательного пространства. Такая интеграция осуществляется как в урочной деятельности, так и на базе центров дополнительного образования и центров по работе с одаренными детьми. Сфера дополнительного образования детей создаёт особые возможности для опережающего обновления содержания образования в соответствии с задачами перспективного развития страны, становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего. Увеличение охвата обучающихся дополнительным образованием достигается за счет разработки и внедрения новых неординарных специализированных образовательных программ, разделенных педагогами на три группы: общеразвивающие, направленные на решение задач по формированию общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе; специализированные, содержащие основы для раскрытия и развития способностей детей, приобретения ими специальных знаний и умений в избранном виде деятельности; профессионально-ориентированные, позволяющие детям знакомиться с различными профессиональными сферами жизнедеятельности, выявить свои личные притязания и определиться в выборе профессии. Разработка программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи осуществляется по следующим направлениям: 1) Проектирование программ сопровождения, на их основе выстраивание и реализация индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий одарённых детей в региональной образовательной системе, в том числе с участием сетевых и социальных партнёров: проектирование педагогических программ сопровождения развития одарённых детей в соответствии с разными видами детской одарённости на разных уровнях образования; разработка и реализация различных интегрированных образовательных программ, совместно реализуемых учреждениями общего и дополнительного образования, предполагающих реализацию индивидуальных образовательных маршрутов одарённых детей; разработка и реализация культурно-досуговых программ в условиях клубных форм работы; разработка тематических (профильных) каникулярных досуговых программ для обеспечения обучения, оздоровления и отдыха одаренных детей в соответствии с различными видами их одаренности; создание и реализация различных образовательных и социальных проектов, в том числе и интегрированных (информационных, социальных, творческих, исследовательских); разработка краткосрочных тематических программ по обеспечению подготовки одаренных детей к участию в различных предметных олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях; формирование очно – заочных программ обучения одаренных детей с дистанционной поддержкой. 2.7. Создание условий для индивидуализации обучения. Одной из основных задач образования выступает развитие личности и индивидуальности самого учащегося, его способностей, самостоятельности. Суть индивидуально и практико-ориентированного образования – обоснованный выбор направления образовательной траектории и максимальное использование различных ресурсов для построения индивидуальной образовательной деятельности. Успешность решения обозначенной проблемы связана с индивидуализацией образовательного процесса, а также реализацией комплекса мероприятий школьной системы выявления, развития и поддержки талантливых детей и молодежи. По данному направлению предусматривается планомерная работа в части: формирования индивидуальных образовательных маршрутов обучения, индивидуальных учебных планов для талантливых обучающихся; оказания содействия и организации участия педагогов образовательных организаций в мероприятиях, направленных на изучение перспективных педагогических практик индивидуализации обучения в реализации предметных концепций. 2.8.Осуществление подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи. Реализация данной задачи осуществляется по следующим направлениям: подготовка педагогических и управленческих кадров к работе с одаренными обучающимися на основе комплексных учебных программ, построенных по модульному принципу; организация работы творческих групп, формирование для них тематики проблемных семинаров по вопросам сопровождения одаренных и талантливых обучающихся; разработка методических пособий, методических рекомендаций для организации работы с одаренными обучающимися; проведение научно–практических конференций по проблемам детской одаренности, особенностям работы с этой категорией обучающихся; консультирование педагогов по вопросам проектирования учебных и образовательных программ для одаренных детей, создания тематических программ, проектов, подготовки исследовательских работ; экспертиза и рецензирование учебных материалов, подготовленных педагогами для работы с одаренными детьми. 2.9.Осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодёжи. Психолого-педагогическое сопровождение способных и талантливых детей и молодёжи представляет собой структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы образовательной организации по выявлению, сопровождению и развитию одарённых детей, а также включающий работу по следующим направлениям: 1) Диагностическое направление. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников. Основными задачами данного направления являются: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление одаренных и мотивированных учащихся, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации. 2) Коррекционно-развивающее направление. Основной смысл развивающей работы с одаренными и мотивированными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы направлены на: формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищенность; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки, обучение методам релаксации и визуализации. 3) Просветительское (информационное) направление. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта. У педагогов должна формироваться устойчивая самооценка и вырабатываться позиция Мастера, Учителя и Наставника. 4) Консультационное направление: оказание психологической помощи способным и одаренным детям и их родителям, и педагогам в решении возникающих у них проблем. 5) Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, организация психологически благоприятной атмосферы в учреждении, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого ребёнка, ценности именно его способности. Такая установка является противовесом конкурентности, самоутверждению за счет других. 6) Аналитическое (экспертное) направление: экспертиза индивидуальных образовательных программ, проектов, пособий, профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение талантливых детей и молодежи представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей. 2.10.Содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Современные тенденции в сфере образовании обусловливают изменение воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. Важнейшими качествами личности детей и молодежи становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь. Данные качества свойственны в большей мере способным и талантливым детям. Особая роль в организации профориентационной работы отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Именно в организациях дополнительного образования есть возможность самостоятельной разработки специализированных программ с учетом запросов детей и молодежи; педагогические работники могут сами разрабатывать авторские программы, имеют право свободного выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений и навыков детей при проведении профессиональной ориентации; родители и дети имеют право свободного выбора деятельности, темпов продвижения по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда. Основные направления деятельности по реализации данной задачи: создание системы многоаспектной профессиональной ориентации одарённых обучающихся, включая реализацию комплекса мер по информированию талантливых детей и молодёжи о возможностях образования и самореализации, трудоустройства и профессионального роста в Сахалинской области; организация участия одаренных (талантливых) детей в работе бизнесинкубаторов, стартапов и т.п.; развитие взаимодействия с образовательными организациями профессионального образования и высшего образования; развитие договорных отношений «школа-вуз-производство» по сопровождению одаренных выпускников. 2.11.Осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия. В системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи можно выделить следующие уровни: региональный; муниципальный институциональный индивидуальный Региональный уровень включает в себя: разработку и совершенствование нормативной базы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи; повышение квалификации педагогических работников, работающих с одаренными детьми; анализ состояния образования, инновационных процессов, потребностей региона в содержании и развитии дополнительного образования в части стимулирования образовательной и педагогической деятельности; организацию научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми; развитие независимой системы оценки качества дополнительного образования одаренных детей; финансовое обеспечение дополнительного образования одаренных детей. Муниципальный и институциональный уровни предполагают следующее: разработку и реализацию муниципальных составляющих развития дополнительного образования, нацеленного на одаренных детей; создание условий для эффективной деятельности образовательных организаций дополнительного образования, ориентированных на поддержку талантливых детей; развитие независимой системы оценки качества дополнительного образования одаренных детей; стимулирование образовательной и педагогической деятельности. Образовательная организация проводят самообследование и обеспечивает функционирование внутренней системы оценки качества дополнительного образования одаренных детей, которая строится с учетом основных составляющих образовательного процесса (институциональный уровень): организация и осуществление образовательной деятельности; ресурсное обеспечение реализации основных образовательных программ; достижение планируемых результатов освоения разработанных образовательных программ. Индивидуальный уровень предусматривает: проведение обучающимися самооценки, самоанализа (рефлексии) и взаимооценки; проведение педагогическими работниками стартовой и текущей диагностики, оценки образовательных достижений, на рубежных этапах обучения с определением уровня индивидуальных достижений и причин невысоких образовательных результатов (при наличии). Основной задачей межведомственного взаимодействия по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи является обеспечение системного подхода к участию детей, подростков, молодежи в массовых мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и других) различного уровня, направленных на выявление одаренных и способных детей и расширение возможностей для их самореализации. Учреждения культуры и спорта Сахалинской области принимают участие в следующих направлениях и видах деятельности образования по выявлению и развитию одаренных детей: создание и пополнение областного банка данных одаренных детей; организация областных научных, творческих, спортивных мероприятий для одарённых детей: профильных лагерных смен, слётов, фестивалей и др. участие в повышении квалификации педагогических работников, работающих с одаренными детьми, посредством проведения стажировок, мастер-классов и других форм обучения. 2.12.Осуществление государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей. Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно частного партнерства выступает одним из направлений реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р и предполагает: обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к бюджетному финансированию; совершенствование лицензионных требований в сфере дополнительного образования детей для всех организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы; увеличение масштабов поддержки некоммерческих организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, через систему грантов социально ориентированным некоммерческим организациям; содействие развитию корпоративной социальной ответственности в сфере дополнительного образования детей. В интересах устойчивого развития дополнительного образования детей в качестве сторон партнерства выступают: государственный сектор; частный сектор; гражданское общество. Направлением реализации Концепции по данной задаче выступает поиск и внедрение механизмов государственно-частного партнерства в региональную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Сахалинской области. 3.Риски в реализации работы со способными и талантливыми детьми: 1) трудности с организацией системной работы по выявлению детской одаренности в связи с недостаточным владением педагогическими работниками комплексом современных форм и диагностических методик; 2) недостаточное использование потенциала сетевого взаимодействия в создании условий по поддержке одаренных обучающихся; 3) недостаточное внимание к использованию результатов мониторинга для корректировки программ работы с обучающимися, проявляющими способности и таланты; 4) недостаточное количество педагогических работников, прошедших повышение квалификации по актуальным вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся; 5) трудности в выстраивании системной планомерной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее обучающиеся с ОВЗ), проявляющими выдающиеся способности, в связи с неподготовленностью педагогических кадров к работе с данной категорией школьников; 6) недостаточность анализа и использования потенциала других форм предъявления достижений обучающимися, кроме всероссийской олимпиады школьников, в работе с талантами; 7) трудности внедрения в образовательный процесс индивидуальных учебных планов, углубленного изучения отдельных предметов в удаленных сельских малокомплектных образовательных организациях; 8) трудности в выстраивании поддержки и развития, обучающихся с особыми образовательными потребностями; 9) затруднения педагогических кадров в организации психолого педагогического сопровождения одаренных обучающихся. В контексте выявленных затруднений чрезвычайно актуально обоснование целей, направленных на решение указанных проблем. Цели по выявлению способностей и талантов у детей и молодежи предполагает комплексную работу, проявляющуюся в поиске, разработке, применении современных способов, процедур диагностики одаренности и привлечении специалистов, обладающих необходимыми компетенциями в использовании результатов диагностических процедур в поддержке и развитии талантов. В основе деятельности по выявлению одаренных обучающихся лежит принцип «диагностики развития» как приоритетный по отношению к принципу «диагностика отбора». Для диагностических процедур по выявлению талантов важна идея советского психолога Л.С. Выготского о «зонах развития» обучающихся - идея выявления и структурирования их индивидуального опыта деятельности, соответствующей склонностям и интересам. Результаты выявления одаренных обучающихся включают актуальный уровень развития способностей, особенности проявления их в конкретной деятельности, потенциальные возможности одаренных обучающихся, индивидуальные особенности развития их когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы личности. Деятельность по реализации цели поддержки одаренных обучающихся строится на принципах активности позиции личности одаренных обучающихся, комплексности в организации процесса сопровождения, непрерывности и преемственности в обеспечении сопровождения одаренных детей и молодежи, индивидуализации сценария поддержки; приоритетности потребностей, интересов личности, психопрофилактики и коррекция проблем психологического здоровья одаренных детей. Мониторинг процессов выявления и поддержки одаренных детей, использование его результатов являются основой для определения и конкретизации цели по развитию способностей и талантов у детей и молодежи. Направленность образовательных программ, курсов, мероприятий по развитию способностей у детей и молодежи, их содержание и педагогические технологии основаны на принципах гуманистической парадигмы, личностноориентированного подхода, антропологической парадигмы развития личности обучающихся, проектного подхода в решении триединой задачи обучения, воспитания и развития одаренных обучающихся. 4.Направления деятельности, структура, функции субъектов системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи Основными направлениями деятельности в системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи являются: 1) создание необходимых условий (нормативно-правовых, программнотехнологических, кадровых, организационно-содержательных, материальнотехнических, информационно-аналитических, контрольно-экспертных) по формированию и развитию системы работы с талантами; 2)развитие форм и потенциала внутриведомственного и межведомственного взаимодействия; 3)поиск и внедрение продуктивных технологий по выявлению, поддержке и развитию способностей у детей и молодежи; 4) совершенствование форм развития образовательных достижений обучающихся, потенциала всероссийской олимпиады школьников и других форм в развитии способностей и талантов детей и молодежи. К функциям образовательной организации относятся: 1) обеспечение комплекса условий, необходимых для реализации программ, проектов по работе с талантами; 2) включение направлений работы по выявлению, психологопедагогической поддержке и развитию одаренных обучающихся в программы воспитания образовательной организации; 3) осуществление поиска и внедрений продуктивных технологий по работе с одаренными обучающимися с ОВЗ; 4) осуществление индивидуализации при построении образовательного процесса, индивидуальных образовательных траекторий одаренных обучающихся; 5) использование потенциала сетевого взаимодействия и образовательного кластера муниципальных образований в совершенствовании работы с талантами; 6) обеспечение процедур мониторинга качества работы с одаренными обучающимися на уровне образовательной организации. 5. Механизмы формирования и развития системы выявления поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Основными механизмами формирования и развития системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи являются: 1)стратегическое планирование работы с талантами на уровне образовательной организации и своевременная детализация, корректировка в контексте обновления нормативно - правовых, других оснований в формировании и развитии системы работы с талантами; 2)интеграция интеллектуальных, материально-технических, информационных, кадровых и других ресурсов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, потенциала образовательного кластера, государственно-частного партнерства в работе со способными и талантливыми детьми и молодежью; 3)создание и развитие единого информационно-аналитического, программно-методического пространства по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи; 4) осуществление мониторинга качества системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей как действенного механизма ее совершенствования. Приложение № 2 Показатели системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области Показатели по выявлению способностей и талантов у детей и молодежи Количество детей, включенных в систему выявления Ед. одаренности педагогами - психологами. Количество родителей, включенных в мониторинг по Ед. вопросам выявления способностей у детей Количество обучающихся, принявших участие в Ед. творческих конкурсах разного уровня. Количество обучающихся, принявших участие в Ед. спортивных состязаниях, соревнованиях разного уровня Количество детей, получивших адресную Ед. материальную помощь, стипендии, гранты, премии и т.д. Осуществление психолого-педагогического Ед. сопровождения одаренных детей (психодиагностика, коррекционно-развивающие занятия, подготовка к конкурсам, олимпиадам, работа с родителями и педагогами). Показатели по поддержке способностей и талантов у детей и молодежи Сотрудничество с ВУЗами Ед. Количество обучающихся, участвующих в Ед. исследовательской и проектной деятельности. Количество детей, занимающихся по программам, Ед. ориентированным на развитие одаренных детей. Количество детей, участников школы для одаренных Ед. детей Показатели по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ: Количество детей, включенных в систему выявления Ед. одаренности педагогами Показатели по учету участников этапов Всероссийской олимпиады школьников Количество обучающихся, принявших участие в Ед. учебном году в школьном этапе ВсОШ Количество обучающихся, принявших участие в Ед. учебном году в муниципальном этапе ВсОШ. Количество обучающихся, принявших участие в Ед. учебном году в региональном этапе ВсОШ. Показатели по учету иных форм развития Ед. образовательных достижений школьников (за исключением Всероссийской олимпиады школьников) Наличие научного общества обучающихся (НОО) Ед. Количество обучающихся в НОО. Ед. Показатели по охвату обучающихся дополнительным образованием Количество детей, занимающихся в творческих Ед. объединениях, студиях, секциях и т.д., функционирующих на базе ОО. Количество творческих объединений, студий и т.д., Ед. функционирующих на базе ОО Показатели по учету обучающихся по индивидуальным учебным планам Количество детей с повышенным уровнем Ед. способностей, обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам. Показатели по развитию способностей у обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных) классах Наличие профильных классов. Ед. Показатели по учету педагогических работников, Ед. повысивших уровень профессиональных компетенций в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Показатели по осуществлению психологоЕд. педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи МЕТОДЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ Методы сбора информации, используемые в системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, определяют порядок получения показателей системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. В системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи используются выборочный метод, метод измерений, документальный анализ (контент-анализ). Кроме того, сбор информации осуществляется посредством информационных систем (АИС «Навигатор дополнительного образования», статистические формы и др.). Источники данных, используемые для сбора информации в системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи: контент-анализ документов, предоставляемых образовательной организацией; открытые статистические данные, система региональной, муниципальной статистики, опрос ОО (контекстные данные образовательной организации); данные мониторингов системы развития таланта в образовательной организации; анализ сведений в системе учета результатов ВсОШ; анализ результатов муниципальных и региональных конкурсов, соревнований, фестивалей, научно-практических конференций. Приложение 3 План мероприятий («дорожная карта») по системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области на 2022-2025 гг Пояснительная записка План мероприятий («дорожная карта») по системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (далее - Дорожная карта) разработан на основании нормативных и программных документов по развитию системы образования Российской Федерации и Национального проекта «Образование» для достижения следующих параметров: обеспечения вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; создания условий для самореализации каждого человека и свободного развития его способностей в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ (ст.3, ст.5, ст.77); развития общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в Российской Федерации в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённой Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года № Пр827; реализации Регионального, муниципального Комплекса мер, направленного на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи в Сахалинской области. Настоящий план разработан для формирования системной аналитической основы для принятия управленческих решений по развитию внутренней системы оценки качества образования в части разработки и реализации эффективных механизмов выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области. Для формирования системной аналитической основы принятия управленческих решений, направленных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области, необходимо решить следующие задачи: 1. разработать Положение об организации системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области (далее - Положение); 2. разработать систему мониторинга школьных показателей; 3. осуществить проведение мониторинга по реализации Положения по школьным показателям и провести анализ его результатов; 3. на основе анализа результатов мониторинга разработать адресные рекомендации, подготовить и реализовать мероприятия, направленные на формирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; 4. осуществить анализ и оценку эффективности принятых мер и управленческих решений, внести коррективы в систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области 5. организовать информационное и аналитическое обеспечение мониторинга по построению и развитию школьной системы работы с талантливыми детьми и молодежью. Комплексный мониторинг должен обеспечить выявление, оценку и анализ следующих школьных показателей: для выявления способностей и талантов у детей и молодежи, для поддержки способностей и талантов у детей и молодежи, для развития способностей и талантов у детей и молодежи; для содействия в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования; для совершенствования подготовки и развития профессиональных компетенций педагогов по вопросам развития способностей и талантов детей и молодежи. Результаты анализа данных мониторинга, адресные рекомендации, меры и управленческие решения формируются в целом для школьной системы. План мероприятий («дорожная карта») по системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области на 2022-2025 гг № Мероприятие (содержание деятельности) 1. 2. 3. 4. 5 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 Определение целей Разработка и нормативное закрепление Комплекса мер, направленных на выявление, поддержку и развитие одаренных детей и талантливой молодежи в 2022 - 2025 годы Разработка и нормативное закрепление Положения об организации системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Разработка и нормативное закрепление «дорожной карты» по системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в организации Определение показателей, методов сбора информации Положение о проведении мониторинга качества системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в образовательных организациях. Разработка и нормативное закрепление школьных показателей: - по выявлению способностей и талантов детей и молодёжи, - по поддержке способностей и талантов детей и молодёжи, - по развитию способностей и талантов детей и молодёжи, - по поступлению способных и талантливых детей и молодёжи в ПОО и ОО ВО; - по подготовке педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов. Осуществление мониторинга Для определения динамики состояния работы по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей и талантливой молодежи необходимо проведение мониторинга в ОО: - по поддержке способностей и талантов детей и молодежи, - по развитию способностей и талантов детей и молодежи, - по поступлению способных и талантливых детей и молодежи в ПОО и ОО ВО; по подготовке педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов Мероприятия Утверждение пакета диагностического инструментария (методик) для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в ОО Проведение мониторинга по поступлению способных и талантливых детей и молодежи в ПОО и ОО ВО Проведение мониторинга по подготовке педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов детей и молодежи Проведение анализа наличия в организации диагностического инструментария (методик) для выявления способностей и талантов Сроки исполнения Ответственный исполнитель 2022 год Директор 2022 год Директор 2022 год Директор 2022 год Директор ежегодно Директор 2022-2025 год 2022 год Директор ежегодно Директор ежегодно Директор ежегодно Директор 14 15 16 17 18 19 20 21 у детей и молодежи Проведение анализа пакета диагностического инструментария (методик) для выявления способностей и талантов у детей и молодежи в организации Формирование пакета диагностических методик для проведения мониторинга в ОО по выявлению способностей и талантов у детей и молодежи Проведения анализа форм, технологий психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи Формирование реестра продуктивных (эффективных) форм, технологий психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи Разработка пакета программ, методических материалов, ориентированных на развитие способностей и талантов детей и молодежи Разработка мер, направленных на содействие по поступлению способных и талантливых детей и молодежи в ПОО и ОО ВО Проведение мероприятий в соответствии планом графиком основных мероприятий (прилагается) Анализ результатов мониторинга, подготовка адресных рекомендаций Анализ результативности (эффективности) пакета диагностического инструментария (методик) для выявления, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи Анализ форм, технологий психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи 2022 Директор ежегодно Директор ежегодно Директор ежегодно Директор ежегодно Директор ежегодно Директор 2021-2024 Директор Директор ежегодно Педагог психолог ежегодно Педагог психолог Анализ пакета программ, методических материалов, ориентированных на развитие способностей и талантов детей и молодежи Анализ эффективности мер, направленных на содействие по поступлению способных и талантливых детей и молодежи в ПОО и ОО ВО Анализ эффективности системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов детей и молодежи Принятие мер, управленческих решений Проведение мероприятий, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи ежегодно Педагог психолог ежегодно Педагог психолог ежегодно Педагог психолог ежегодно Зам.директора по УВР, руководитель ШМО 29 Планирование дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для педагогических и руководящих работников по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи ежегодно Зам.директора по УВР, руководитель ШМО 30 Формирование системы информационно-методического ежегодно сопровождения педагогов (методические службы, психологические службы, ММО, ШМО и другое) Зам.директора по УВР, руководитель ШМО 22 23 24 25 26 27 28 31 Планирование мероприятий сетевого взаимодействия с партнерами ежегодно по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи (образовательная организация, методические и психологические службы) Зам.директора по УВР, руководитель ШМО 32 Организация сетевого взаимодействия, промышленных ежегодно предприятий по осуществлению государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей и молодежи Организация информационно-методического сопровождения ежегодно родительской общественности по вопросам поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Зам.директора по УВР, руководитель ШМО 33 34 35 36 37 38 Выявление, обобщение и мультиплицирование эффективных ежегодно управленческих и педагогических практик по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи и формирование банка данных о высоко результативных педагогах, работающих с талантливыми детьми и молодежью Принятие управленческих решений по результатам проведенного ежегодно анализа, реализованных мер Анализ эффективности принятых мер Анализ и оценка эффективности принятых мер по системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в ОО Анализ и оценка эффективности принятых управленческих решений по результатам проведенного анализа мониторинга показателей эффективности Комплекса мер Зам.директора по УВР, руководитель ШМО Зам.директора по УВР, руководитель ШМО Зам.директора по УВР, руководитель ШМО ежегодно Зам.директора по УВР, руководитель ШМО ежегодно Зам.директора по УВР, руководитель ШМО Приложение 4 План -график основных ежегодных мероприятий по развитию и поддержке талантливых детей в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области на 2022-2025 гг. № п/ п Мероприятие Срок Ответствен ные Формирование нормативно-правового обеспечения развития и поддержки талантливых детей 1 Приказ о поощрении обучающихся имеющих высокие достижения в учебно-исследовательской, творческой, спортивной деятельности сентябрь, январь Директор 2 Приказ об организации и проведении школьного этапа Всероссийского конкурса сочинений сентябрь Директор 3 Приказ о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников сентябрь Директор 4 Приказ об участии в областных социально-педагогических проектах (по заявленным МОСО) сентябрь Директор 5 Приказ о проведении тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди обучающихся сентябрь Директор 6 Приказ о проведении Декады бега и традиционной осенней легкоатлетической эстафеты сентябрь Директор 7 Приказ об участии в массовых соревнованиях «Кросс Наций» сентябрь Директор 8 Приказ о проведении Декады лыжного спорта и Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России» январь Директор 9 Подготовка документов на награждение учащихся, в 2022-2025 гг июнь Директор август Заместитель директора по УВР август сентябрь Заместитель директора по УВР Мероприятия организационно-подготовительного характера 10 Сведения об учащихся, претендентах на получение премий мэра 11 Разработка предметных олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 12 Заявки на участие в областном социально-педагогическом проекте сентябрь Заместитель директора по УВР 13 Информация об итогах школьных олимпиад октябрь Заместитель директора по УВР 14 Анализ качества выполнения олимпиадных работ (школьный, муниципальный этап) январь Заместитель директора по УВР 15 График проведения, информация об итогах школьных мероприятиях февраль Заместитель директора по УВР 16 Уточненный список претендентов «За особые успехи в учении» февраль Заместитель директора по УВР 17 Информация об итогах проведения школьных этапов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр февраль Заместитель директора по УВР 18 Графики проведения мероприятий «Последний звонок», «Шествие выпускников» апрель Заместитель директора по УВР 19 Информация об итогах проведения муниципальных этапов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр апрель Заместитель директора по УВР 20 Сведения об учащихся - победителях и призерах всероссийских, областных предметных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, для награждения апрель Заместитель директора по УВР 21 Сведения о выпускниках, награжденных «За особые успехи в учении» май Заместитель директора по УВР 22 Итоги реализации мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие системы поддержки талантливых детей» июнь Заместитель директора по УВР Развитие информационно-образовательного пространства 23 Совещание при директоре. Мониторинг работы в течение года Заместитель директора по УВР 24 Проведение конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций, спортивных соревнований в рамках реализации подпрограммы «Развитие системы поддержки талантливых детей» в течение года Заместитель директора по УВР 25 Тематические уроки, посвященные памятным датам российской истории и культуры в течение года Заместитель директора по УВР 26 Координация деятельности Проекта «Успех каждого ребёнка!» в течение года Заместитель директора по УВР Приложение № 5 Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области на 2022-2025 гг 1.Дайте ребенку время для размышления и рефлексии. 2.Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации. Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей 4.Избегайте сравнивать детей друг с другом. 5.Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках. Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени. Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов. Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы. Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях. Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости. Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении. Практически не оказывать давление на ребёнка в его школьных делах, всегда будьте готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ваш ребёнок проявляет интерес. Приложение № 6 Рекомендации для учителей по работе с одарёнными детьми в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области на 2022-2025 гг 1.Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка. 2.Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей. 3.Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний. 4.Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий. 5.На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер. 6.Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся. 7.Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию. 8.Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха. 9.Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте, в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым. 10.Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе обязательные составные части успешности уроков. 11.Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию. 12.Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе. 13.Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. 14.Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот. 15.Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться. 16.Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель коечего достиг.