Приказ № 232 от 15.07.2022 О создании школьной службы медиации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ИЛЬИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ «ТОМАРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694840, с. Ильинское, пер. Гвардейский,15 тел./факс: (424-46) 2-52-09
E-mail: Ilinskmousosh@mail.ru

_____________________________________________________________________________________

ПРИКАЗ
15 июля 2022 года № 232-ОД
с.Ильинское

О создании школьной службы медиации на 2022-2025 годы
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
средняя общеобразовательная школа с.Ильинское муниципального
образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области
На основании Международной Конвенции «О правах ребёнка»,
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Письма Минпросвещения России от 28.04.2020 №
ДГ-375/07 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с
"Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации
(примирения) в образовательных организациях и в организациях для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с целью обеспечения
защиты прав равных возможностей и интересов детей, создания условий для
формирования безопасного образовательного пространства, снижения числа
правонарушений и конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних,
социальной реабилитации их участников на основе принципов медиации
(примирения), ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Создать школьную службу медиации на 2022-2025 годы в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя
общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования
«Томаринский городской округ» Сахалинской области.
1.1.Организовать рабочую группу школьной службы медиации на 20222023 учебный год в следующем составе:
Руководитель ШСМ:
заместитель директора по УВР
Члены рабочей группы:
педагог-психолог
Чернявская А.В., учитель русского языка
Штро Н.М., учитель начальных классов
Обучающаяся (ийся) 9 (10) класса
(Функциональные обязанности руководителя и членов школьной
службы медиации (ШСМ) Для руководителя:
 осуществлять общее руководство деятельности ШСМ;
 проектировать работу ШСМ;

 осуществлять взаимодействие с администрацией школы, органами
внутренних дел и другими службами;
 отвечать за качество и эффективную деятельность службы;
 анализировать работу ШСМ;
 проводить обучающие программы по медиации для учащихся
волонтеров и педагогического состава школы;
 формировать состав ШСМ из числа учащихся;
 вести записи об итогах встреч.
Для членов:
- проводить предварительные встречи с конфликтующими сторонами;
- проводить примирительные программы.
2. Утвердить:
- Положение о школьной службе медиации (Приложение № 1).
– План работы школьной службы медиации на 2022 -2023 учебный год
(Приложение № 2)
- Форму медиативного соглашения (Приложение № 3)
- Форму регистрационной карточки (Приложение № 4)
-Форму мониторинга деятельности школьной службы медиации
(Приложение № 5)
- Дополнительные материалы для использования в работе (Приложение
№ 6 - № 7)
3.Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Директор

Т.А.Шишкина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ИЛЬИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ «ТОМАРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694840, с. Ильинское, пер. Гвардейский,15 тел./факс: (424-46) 2-52-09
E-mail: Ilinskmousosh@mail.ru

СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом ОО
от «30» мая 2022 г. Протокол № 2

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ
СОШ с. Ильинское
от «15» июля 2022 г. № 232-ОД

Приложение № 1
Положение о школьной службе медиации в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа
с. Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ»
Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Служба медиации (примирения) в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с.
Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ»
Сахалинской области (далее – ОО) осуществляет свою деятельность на основании:
- Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации»
- Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на
период до 2025 года»
- распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- распоряжения Правительства РФ от 20.12.2021 N 3718-р «О плане
мероприятий по реализации в 2022 - 2025 годах Стратегии государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
- ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО
- «Стандартами восстановительной медиации», разработаны и утверждены
Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.
- Письма Минпросвещения России от 28.04.2020 N ДГ-375/07 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по
развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в
организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")
- Устава образовательной организации
- данного Положения.
1.2.В
Положении
используется
терминология,
содержащаяся
в Концепции развития сети служб медиации:
восстановительный подход - использование в практической деятельности, в
частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в

том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения
правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее
восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба;
медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки
сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и
независимого лица - медиатора;
медиативный подход - подход, основанный на принципах медиации,
предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения,
создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров
и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной
процедуры.
1.3. Служба медиации (примирения) является альтернативой другим способам
реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение и правонарушения
несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое
соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения
административного решения по конфликту или правонарушению.
1.4. Служба медиации (примирения) является приоритетным способом
реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь
обратиться в службу медиации, а при их отказе или невозможности решить
конфликт путем переговоров и медиации образовательная организация может
применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.
1.5. Допускается создание службы медиации (примирения) только из
педагогов и/или специалистов образовательной организации, родителей (законных
представителей) обучающихся. В работе службы могут участвовать специалисты
социального или психологического центров (служб), работающих во
взаимодействии с образовательной организацией.
1.6. Настоящее Положение является локальным нормативным актом
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя
общеобразовательная школа с. Ильинское муниципального образования
«Томаринский городской округ» Сахалинской области, регламентирующим
особенности работы службы примирения.
1.7. Положение о СШМ, согласовывается с Управляющим советом
образовательной организации (советом обучающихся);
1.8. С целью ознакомления с настоящим Положением организация размещает
его на информационном стенде в организации и (или) на официальном сайте
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2. Цели и задачи службы медиации (примирения).
2.1. Целями службы медиации (примирения) являются:
2.1.1. принятие участниками образовательных отношений позиции активного
участия и соизмеримости с собственными возможностями вклада по отношению к
развитию благоприятной среды для духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации обучающихся;
2.1.2. создание условий для участников образовательных отношений, при
которых становится возможным самостоятельно восстановить нарушенные

отношения, доверие, загладить причиненный ущерб (психологический
(моральный), материальный);
1.2.3. развитие участниками образовательных отношений знаний, умений и
навыков конструктивного поведения в конфликте, которые базируются на таких
общечеловеческих ценностях как признание уникальности личности, взаимное
принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей
и защиту своих интересов не в ущерб чужим.
2.3. Задачами службы примирения являются:
2.3.1. создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного
подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей
всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей,
детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших
общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
2.3.2. формирование группы, состоящей из участников образовательных
отношений, готовых использовать техники и инструменты, применяемые в работе
СШМ при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между участниками
образовательных отношений; с помощью метода школьной медиации и
восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий
прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную
жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из
неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением,
детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест
лишения свободы;
2.3.3.информационно-просветительская
деятельность
с
участниками
образовательных отношений;
2.3.4.снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между
участниками образовательных отношений;
2.3.5.содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных
проявлений среди обучающихся, профилактика преступности среди
несовершеннолетних;
2.3.6.координация усилий родителей (законных представителей, близких
родственников и иных лиц) и образовательной организации, с целью
предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни обучающегося;
2.3.7.повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех
участников образовательных отношений;
2.3.8.интеграция медиативных принципов в систему образовательных
отношений.
2.3.9.повышение
эффективности
социальной,
психологической
и
юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к
группам риска.
2.3.10.повышение квалификации педагогических работников школы по
вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической
практике; 2.2.4.обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов

детей, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в
этой сфере проблем и задач;
2.3.11.проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и
криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества»,
«школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для
участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
3.1. Деятельность службы медиации (примирения) основана на следующих
принципах:)
- добровольного согласия сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в его
разрешении при содействии специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из
"группы равных". Допускается направление сторон(-ы) конфликта и их законных(ого) представителей (-я) на предварительную встречу со специалистом СШМ,
после которой стороны(-а) могут принять самостоятельное решение о дальнейшем
участии или неучастии в последующих встречах. Участники(-к) конфликта могут
прекратить свое участие, если посчитают(-ет), что продолжение участия в этих
встречах нецелесообразно;
- конфиденциальности сведений, полученных на встречах со специалистом(ми) СШМ и/или обучающимся(-имися) из "группы равных". Договоренности и
решения, достигнутые сторонами конфликта на этих встречах, могут быть
раскрыты третьим лицам только по согласованию со сторонами конфликта;
- нейтрального отношения СШМ ко всем участникам конфликта (в том числе
руководящего состава организации). В случае понимания специалистом(-ми) и/или
обучающимся(-имися) невозможности сохранения нейтральности из-за
личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он(-и) должен(-ы)
отказаться от продолжения встречи или передать ее другому специалисту(-ам)
СШМ и/или обучающемуся(-имея) из "группы равных";
- равноправного участия сторон конфликта в его разрешении, предоставление
равных возможностей высказываться и быть выслушанным, предлагать темы для
обсуждения и вносить предложения по решению конфликта. Участники в равной
степени ответственны за исполнение принятых ими совместно на
взаимоприемлемых условиях решений по конфликту;
- взаимного уважения и сотрудничества, которые предполагают уважительный
стиль общения, недопустимость взаимных оценок и оскорблений на встречах всех
участников встречи, включая специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся)
из "группы равных";
- ответственного отношения к принятию решения по урегулированию
конфликта, пониманию последствий принятого решения и его исполнению.
4.1.Особенности организации СШМ.
СШМ может формироваться в соответствии с потребностями и
возможностями,
какие
присутствуют
в
муниципальном
бюджетном
общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с.
Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ»
Сахалинской области.
СШМ не является ни юридическим лицом, ни структурным подразделением
образовательной организации.

4.1.2.При функционировании СШМ учитываются следующие особенности
участия обучающихся:
- мнение родителей (законных представителей) об участии своих детей в
"группе равных", в индивидуальных и совместных встречах со специалистом(-ми)
СШМ;
- возможные трудности обучающегося в проявлении открытости в своих
высказываниях в присутствии взрослых (в том числе родителей (законных
представителей)), как по объективным, так и по субъективным причинам, что будет
влиять на результативность самой встречи как для самого обучающегося, так и в
целом на разрешение ситуации;
- быстрота возникновения конфликтных ситуаций между участниками
образовательных отношений и необходимость оперативно оказать содействие в их
разрешении.
Специалист СШМ обязан проявлять внимание к потребностям обучающегося,
его отношению к участию родителей (законных представителей) при
индивидуальных и совместных встречах с участием специалиста(-ов) СШМ и/или
обучающегося(-ихся) из "группы равных", а также готовность к различным
реакциям как со стороны родителей (законных представителей) так и со стороны
самих обучающихся.
4.1.3.Для эффективного функционирования СШМ необходимо осознанное
понимание представителями различных структур:
- администрации образовательной организации,
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
- контролирующих организаций,
-органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
органы опеки и попечительства,
- подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и
другие)
важности независимой позиции СШМ.
4.1.4.С целью оказания поддержки СШМ в ее функционировании и развитии
необходимо осуществлять взаимодействие между службами медиации из других
образовательных организаций и/или организаций для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также с региональными службами
медиации.
5.1. Порядок формирования службы медиации (примирения)
5.1.1.В состав службы примирения могут входить: председатель
родительского комитета, наиболее опытные и авторитетные педагогические
работники школы, учащиеся 8 -11 классов, прошедшие обучение проведению
восстановительной медиации. Учащиеся младших классов могут участвовать в
работе службы в качестве ко-медиаторов (вторых медиаторов).
5.1.2. Руководителем службы может быть заместитель директора по
воспитательной работе, психолог или иной работник школы, прошедший обучение
проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности

по руководству службой медиации (примирения) ежегодным (в начале учебного
года) приказом директора школы.
Руководитель службы самостоятельно формирует состав участников службы
и планирует мероприятия информационно-просветительского характера.
5.1.3.Родители (законные представители) дают согласие на работу своего
ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).
6.1. Порядок работы службы медиации (примирения)
6.1.1 Служба медиации (примирения) может получать информацию о случаях
конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся,
администрации школы, членов службы примирения, родителей.
6.1.2. Служба медиации (примирения) принимает решение о возможности или
невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае
самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами
конфликта. При необходимости о принятом решении информируются
должностные лица школы.
6.1.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и
криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «Круг сообщества»,
«Школьная восстановительная конференция», «Семейная восстановительная
конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на
участие.
При несогласии сторон, им может быть предложена психологическая помощь
специалиста или другие формы работы. Если действия одной или обеих сторон
могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для
проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во
встрече.
6.1.4. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой
восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов,
либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить
безопасность процесса. В этом случае ОО может использовать иные
педагогические технологии.
6.1.5. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
6.1.6. Служба медиации (примирения) самостоятельно определяет сроки и
этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
6.1.7. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие
стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в
письменном примирительном договоре или устном соглашении.
6.1.8. При необходимости служба примирения передает копию
примирительного договора администрации образовательной организации.
6.1.9. При необходимости служба медиации (примирения) информирует
участников примирительной программы о возможностях других специалистов
(психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социальнопсихологических центров).
6.1.10. Деятельность службы медиации (примирения) фиксируется в журналах
и отчетах, которые являются внутренними документами службы.

6.1.11. Медиация и другие восстановительные практики не являются
психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со
стороны родителей. Однако руководитель службы старается по возможности
информировать и привлекать родителей в медиацию.
6.1.12.ШСП опираются на восстановительный подход, включающий
теоретическую основу и набор способов реагирования на конфликты и
общественно опасные деяния.
В рамках восстановительного подхода могут разрешаться и сложные
коммуникативные ситуации, направленные на восстановление способности людей
самим сообща и ответственно разрешать свои ситуации без наказания, отвержения,
коммуникативного давления, преимущественно силами сообщества, близких и
уважаемых людей. Базовой единицей реализации восстановительного подхода
является личная встреча всех заинтересованных сторон для конструктивного
решения проблемной ситуации.
Задачи восстановительного подхода:
-организация
деятельности
на
основе
принципов
проведения
восстановительных программ;
- снижение административных и ориентированных на наказание реакций на
конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних;
-обеспечение доступности деятельности ШСП для всех участников
образовательных отношений и приоритетное использование восстановительного
способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций;
-содействие формированию ценностей примирения у педагогов,
представителей администрации образовательной организации, обучающихся,
законных
представителей
и
ближайшего
социального
окружения
несовершеннолетнего;
- поддержка деятельности существующих в образовательной организации
форм управления и воспитания (родительские собрания, педагогические советы,
методические объединения, классные часы и иные) на основе ценностей
примирения.
Ведущий восстановительных программ - специалист и/или школьникволонтер, обученный проведению восстановительных программ.
Позиция ведущего восстановительных программ является нейтральной по
отношению к участникам ситуации. Он в равной степени поддерживает усилия
сторон, направленные на урегулирование конфликтной ситуации и/или
восстановительное
реагирование
на
общественно
опасное
деяние
несовершеннолетнего.
Ведущий восстановительных программ в коммуникации занимает
понимающую (а не экспертную) позицию, не консультирует, не советует, и не
оценивает. Он готовит стороны конфликта к совместной встрече и создает
наилучшие условия для реализации в ней ценностей примирения.
Ведущий не может побуждать стороны к принятию того или иного решения
по существу конфликта. Допускается направление участников ситуации на
предварительную встречу, но итоговое решение об участии в общей встрече люди
принимают добровольно.

Конфиденциальность восстановительной программы - за ее пределы
выносится только то, на что стороны дали свое согласие (договор, соглашение,
план действий по решению конфликта и иные договоренности);
Информированность сторон ведущим восстановительной программы о сути
программы, ее процессе и возможных последствиях;
Ответственное отношение сторон за результат, а ведущего - за организацию
процесса и за безопасность участников на встрече;
Заглаживание вреда - при совершении общественно опасных деяний
ответственность состоит, в том числе, в заглаживании причиненного вреда.
В качестве восстановительной программы рекомендуется использовать
восстановительную медиацию, в которой помимо ведущих обычно участвуют от 2
до 6 человек. (Для работы с группами (класс, родительское собрание) больше
подходит технология Семейный совет и Круги сообществ).
В результате, стороны начинают понимать друг друга, находят приемлемое
для всех участников решение и принимают ответственность за его реализацию без
внешнего принуждения.
6.1.13. Ценности примирения:
-принятие самими участниками конфликтной ситуации на себя
ответственности по ее урегулированию, исключающей насилие и дальнейшее
причинение вреда;
- восстановление у участников конфликта способности понимать последствия
ситуации для себя, своих родных, второй стороны;
- прекращение взаимной вражды и нормализация отношений;
-ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был
правонарушитель) состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной
обиды) насколько возможно силами самого нарушителя;
- выход из состояния жертвы тех, кому были причинены вред, обида или
несправедливость (если такие были в ситуации) за счет заглаживания обидчиком
причиненного жертве вреда, и ответы на волнующие жертву вопросы со стороны
обидчика и его близких;
- планирование сторонами конфликта их конкретных действий - кто и что
именно будет делать, что позволит избежать повторения подобных ситуаций в
дальнейшем и не допустить клеймения и отвержения кого-либо из участников;
- помощь близких и уважаемых сторонами конфликта людей в актуализации
нравственных ориентиров и ценностей, поддержка ими позитивных изменений и
выполнение заключенного примирительного договора (плана).
6.1.14. При необходимости, служба примирения получает у сторон
разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с Федеральным
законом «О персональных данных» 152-ФЗ.
7.1. Организация деятельности службы медиации (примирения).
7.1.1. Службе медиации (примирения) администрация школы предоставляет
помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также
возможность использовать иные ресурсы школы (оборудование, оргтехнику,
канцелярские принадлежности, средства информации и другие).

7.1.2. Оплата работы руководителя службы примирения может
осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательной организации или
из иных источников.
7.1.3. Поддержка и сопровождение школьной службы медиации(примирения)
может
осуществляться
социально-психологическими
центрами
или
общественными организациями, имеющими обученных и практикующих
медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.
7.1.4.Должностные лица школы оказывают службе медиации (примирения)
содействие в распространении информации о деятельности службы среди
педагогов и учащихся. 6.5.Служба медиации (примирения) может вносить на
рассмотрение администрации школы предложения по снижению конфликтности в
образовательной организации.
8.1. Заключительные положения
8.1.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
8.1.2.Изменения
в
настоящее
положение
вносятся
директором
образовательной организации по изменению нормативной правой базы Российской
Федерации, предложению службы примирения, управляющего совета или органов
самоуправления.
8.1.3.Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам
восстановительной медиации».

Приложение № 2
План работы школьной службы медиации
на 2022 -2023 учебный год
№ п/п

Содержание деятельности

Сроки
Предполагаемый результат
Ответственный
проведен
ия
1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности
1.1.
Совещание участников ШСП.
Планирование работы службы Руководитель
Планирование
Сентябрь Утверждение Плана работы ШСП
деятельности. Определение целей и
задач. Утверждение плана работы
на 2022-2023 год.
Изучение федеральных
Информированность по
нормативно- правовых документов Сентябрь «Восстановительным
по работе Службы
-май
технологиям»
примирения
2. Организационно-методическая деятельность
Приказ об утверждении
состава и организации
2.1.
Состав Школьной службы
Сентябрь работы СП в 2022-2023
примирения
учебном году
1.2.

2.2.

Рабочие заседания актива ШСП

3.2.

Размещение информации о
деятельности Школьной службы
примирения на сайте школы

Повышение квалификации по
программе
«Восстановительная медиация в
школе: стратегии развития и
практика применения»
4. Работа с подростками
4.1.
Проведение восстановительных
программ с подростками
3.3.

Заместитель
директора по УВР
Руководитель
ШСП

В течение Повышение качества работы Руководитель,
года
ШСП
члены
ШСП
В течение Учёт случаев конфликтных Руководитель
года
ситуаций
ШСП

Ведение регистрационного
журнала
3. Просветительская деятельность
3.1.
Информирование участников
Информированность
образовательных отношений
Сентябрь- педагогов, учащихся и
(учителей, учащихся, родителей) о октябрь родителей о ШСП
задачах и работе ШСП
2.3.

Руководитель
ШСП

Руководитель,
члены ШСП

Информация о деятельности Руководитель
В течение ШСП на сайте ОУ
ШСП
года
В течение Изучение
года
«Восстановительных
технологий»

Заместитель
директора по УВР
Руководитель
ШСП

По
запросу

Руководитель,
члены ШСП

Позитивное изменение в
школьном сообществе, где
внимание и уважение –
основа отношений

4.2.

Восстановительные программы при По
семейном конфликте
запросу

Восстановление и
сохранение психических и
физических ресурсов
человека, снижение
напряженности в семье,
личная ответственность за
свои действия, за принятие
решений, за свое будущее

4.3.

Дискуссионная площадка
«Мы за ЗОЖ» 8-9 класс

Сформировать представления Руководитель,
у детей потребности в ЗОЖ, члены ШСП
желания укреплять своё
здоровье

4.4

Работа по обращениям (случаям) с Ежемесяч Воспитание толерантного
конфликтными подростками
но
сознания; снижение
конфликтогенности,
криминальности школьной
среды и профилактика
девиантного поведения

Руководитель,
члены ШСП

4.5

Тематические классные часы

В течение Положительные изменения
года
внутреннего мира,
ценностных установок

Руководитель,
члены ШСП,
классные
руководители

В течение Реабилитация участников
года
конфликтной ситуации

Руководитель,
члены ШСП

По
запросу

Руководитель,
члены ШСП

5. Работа с родителями
5.1
Консультирование законных
представителей н/л, специалистов,
работающих с участниками
конфликта
5.2
Проведение родительских
собраний на тему:
«Конструктивные выходы из
конфликтных ситуаций»
5.3

Подготовка и выдача
рекомендаций, получение согласия
родителей на
проведение восстановительных
программ.

Апрель

Психологическое
просвещение законных
представителей –
конфликтные ситуации и
способы их разрешения.

В течение Согласия законных
года и по представителей на
мере
проведения
необходи ВП. Разработанные
мости
рекомендации.

6. Реализация восстановительных программ
6.1
Работа с обращениями
В течение Полная информация о
года
ситуации

Руководитель,
члены ШСП

Руководитель,
члены ШСП

Руководитель,
члены
ШСП
Руководитель,
члены ШСП

6.2

Сбор информации о ситуации, с
которой проводится
восстановительная процедура

По мере Информация для ШСП
необходи
мости

6.3

Программы примирения с
подготовкой самоанализа

В течение Защита законных интересов Руководитель,
года
участников образовательных члены ШСП
отношений

6.4

Индивидуальные консультации
В течение Гармоничные отношения с
родителей по вопросам воспитания года
ребёнком
и разрешения конфликтных
ситуаций

Руководитель
ШСП,
специалисты

7. Мониторинг реализации восстановительных программ
7.1
Ведение мониторинга реализации В течение Предоставление отчётности Руководитель
восстановительных программ
года
по зафиксированным и
ШСП
предоставление отчётов
отработанным случаям

Приложение № 3

Форма медиативного соглашения
Участники примирительной программы (процедуры медиации, круга примирения, школьной
конференции, семейной конференции (подчеркнуть форму программы)) в лице:
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
провели личную встречу, на которой обсудили ситуацию, состоящую в том, что
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
и пришли к следующим выводам (договоренностям):
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Проверять выполнение условий соглашения и уведомлять медиаторов об их успешном завершении
будет
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Встреча
для
аналитической
беседы
состоится
(место,
дата,
время)
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее:
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
«Мы понимаем, что копия данного соглашения может быть передана администрации и другим
заинтересованным в решении ситуации лицам. При этом происходящее на встрече медиатор никому
сообщать не будет. Если это соглашение не будет выполнено и у нас останутся проблемы, мы
согласны вернуться на медиацию».
Фамилии, имена и подписи участников встречи
Дата _____________________________________________________________________________

Приложение № 4
Форма регистрационной карточки
Дата ситуации

Дата информирования
руководителя СШМ

Источник информации о
ситуации (ФИО,
должность, контактные
данные
Категория случая
в Преступление, проступок, семейный конфликт, конфликт ОО,
(подчеркнуть)
другое
Собираются ли стороны или администрация обращаться в правоохранительные органы?
Информация о сторонах (ФИО, возраст, адрес, телефон, школа/должность (место работы), класс
Сторона конфликта
Сторона конфликта

Представитель/родитель (телефон)

Представитель/родитель (телефон)

Описание ситуации

Дополнительная информация для медиатора

ФИО медиатора (ов)
ФИО остальных участников программы
Какая программа проводилась*
Число участников (взрослых)
Число участников (обучающихся)
Дата проведения программы
Результат
Комментарии

Не проведена (причина)

Приложение № 5
Форма мониторинга деятельности школьной службы медиации
Количество
медиаторов
Взрослых Обучающволонтер

Количество поступивших случаев конфликтов

Педагогпедагог

Родитель- Педагогпедагог
ученик

Родитель
родитель

Родительученик

Ученикученик

Количество завершённых программ

Процедура Школьная
медиации восст.
конференц

Круг
сообщес
тва

Семейная
конференц
ия

Всего

Общее
количество
участников
программ
Взрос
лых

Обучающи
хся

Приложение № 6
Дополнительные материалы для использования в работе
Ситуация
Конфликт между обучающимися, в том числе с
участием их родителей (законных представителей).
Пример: обучающиеся и их родители (законные
представители) изначально не хотят мириться,
настроены жаловаться, враждовать и так далее.
Конфликт между родителем обучающегося и
педагогом. *
Многосторонний конфликт с участием большинства
учеников класса. Конфликт среди группы
родителей обучающихся класса. Класс "поделился"
на враждующие группировки или большая часть
класса объединилась против одного (травля). *
Отсутствие партнерства школы и родителей.
Развитие класса как команды. Профилактика
возможных конфликтов. Формирование нового
класса, слияние классов и т.д. *
Конфликт между педагогами. *
Конфликт на стадии эскалации с большим числом
участников. В конфликт включились группы
родителей обучающихся, представители
администрации образовательной организации,
средств массовой информации, иногда
уполномоченный по правам ребенка в субъекте
Российской Федерации, правоохранительные
органы. *
Отсутствие взаимопонимания между родителями и
ребенком, ребенок совершает правонарушения,
систематически пропускает по неуважительным
причинам занятия в образовательной организации,
находится в социально опасном положении и т.д. *
Совершение несовершеннолетним общественно
опасного деяния, в том числе с возбуждением
уголовного дела либо при отказе в его возбуждении,
с последующим рассмотрением ситуации на
заседании комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав. Несовершеннолетний,

Восстановительная
программа
Восстановительная
медиация.

Восстановительная
медиация.
Круг сообщества.

Профилактические
восстановительные
программы.
Восстановительная
медиация.
Школьнородительский совет

Семейный совет
(семейная
конференция).
Восстановительная
медиация.
Семейный совет
(семейная
конференция).

находящийся в трудной жизненной ситуации, в
конфликте с законом. *
Напряженные отношения в "педагогической
команде" (объединение разных педагогических
коллективов в единый образовательный комплекс,
назначение нового директора образовательной
организации и т.п.). *

Круг сообщества.

Комплекс восстановительных программ
Восстановительный подход помогает в управлении дисциплиной в
классе, при потере управления классом с помощью проведения Круга
сообщества.
ШСМ может: организовывать мероприятия по снижению
конфликтности учеников, повышать квалификацию педагогов и специалистов
в рамках восстановительного подхода, создавать пространство для
конструктивного партнерства родителей обучающихся и педагогов (классных
руководителей), поддерживать атмосферу сотрудничества в образовательной
организации, укреплять связи в сообществе.
Примерные этапы примирительной программы:
1) получение информации о происшествии или запроса;
2) проведение индивидуальной/предварительной встречи (или серии
встреч) с каждой из сторон;
3) проведение общей совместной встречи всех заинтересованных
участников для обсуждения ситуации, поиска выходов и разработки
согласованного решения, соглашений или плана;
4) обратная связь от участников по выполнению принятых ими решений.
Взаимодействие службы примирения и территориальных служб
примирения способствует профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на территории с.Ильинское Томаринского городского
округа.
Оценка качества проведения восстановительных программ на
соответствие
деятельности
ведущего
концепции
и
ценностям
восстановительного подхода осуществляется внутри профессионального
сообщества.
Функционирование и развитие сети служб медиации/примирения
Цель функционирования и развития Сети, заключается в обеспечении
взаимодействия между службами медиации/примирения (далее - Сетевое
взаимодействие). Сетевое взаимодействие направлено на обеспечение
содержательной и организационной поддержки развитию служб.
В целях Сетевого взаимодействия представляется целесообразным:

-включить работу школьных служб медиации/примирения в
региональные грантовые программы (при их наличии);
-обеспечить обучение специалистов по программам повышения
квалификации в сфере восстановительного подхода и медиации в системе
образования с обязательным привлечением к проведению обучения
специалистов, имеющих восстановительную и/или медиативную практику в
сфере образования;
поддержать обучение основам восстановительного подхода и медиации
заинтересованных обучающихся;
-включить темы школьных служб медиации/примирения в конкурсы
профессионального мастерства педагогических работников;
осуществлять мониторинг основных показателей проведения
восстановительных программ и медиации;
поддерживать
профессиональное
сообщество
специалистов
медиативных и восстановительных практик в сфере образования, проводить
регулярные региональные конференции, семинары и другие мероприятия.

Приложение № 7
Таблица " Техники и инструменты, используемые в работе СШМ"
Индивидуальные,
раздельные встречи
(консультации,
подготовка к
совместным
встречам) с
участниками
образовательных
отношений

техника активного
слушания (петля
понимания,
резюмирование,
обобщение,
рефрейминг);
техника работы с
интересами;
техника работы с
чувствами;
техника задавания
вопросов;
медиативная
беседа;
восстановительная
беседа

Совместные встречи с участниками образовательных отношений
Отдельные участники
образовательных
отношений (например:
между обучающимся и
обучающимся,
педагогом и
обучающимся,
Семьи, близких
Групп участников
родителем
родственников,
образовательных
обучающегося
заинтересованных
отношений
(законным
лиц из социального (группы: родителей,
представителем) и
окружения
одноклассников,
классным
обучающегося
коллег и иных)
техника активного
техника активного
техника активного
слушания; техника
слушания; техника
слушания; техника
задавания вопросов;
задавания
задавания
техника работы с
вопросов; техника
вопросов;
интересами; техника
работы с
техника работы с
работы с чувствами;
интересами;
интересами;
медиативная беседа;
техника работы с
техника работы с
восстановительная
чувствами;
чувствами;
беседа
медиативная
семейная
беседа;
конференция
восстановительная
беседа

Обучение в
"группах
равных"

техника
активного
слушания;
техника
задавания
вопросов;
техника
работы с
интересами;
техника
работы с
чувствами
круги
сообществ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».