МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.ИЛЬИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ТОМАРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 694840, с. Ильинское, пер. Гвардейский,15 тел./факс: (424-46) 2-52-09 E-mail: Ilinskmousosh@mail.ru _________________________________________________________________________ ПРИКАЗ 24 мая 2024 года № 196-ОД с.Ильинское Об утверждении Программы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с.Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области на 2024-2027годы Во исполнение Федеральных законов № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 14 июля 2022 года, №124-ФЗ от 3 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями на 14 июля 2022 года, № 120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» с изменениями, № 442-ФЗ от 28.12.2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года, в соответствии с Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области, функционированием юридического лица с возложенными полномочиями: «осуществление образовательной деятельности» (лицензия № 139-Ш от 05.10.2015 Серия 65 Л 01 № 0000430), ПРИКАЗЫВАЮ: 1.Утвердить Программу по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с.Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области на 2024-2027 годы (Приложение № 1). 2.Разместить Программу по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с.Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области на сайте образовательной организации в сети Интернет. 3.Исполнение приказа оставляю за собой. Директор Т.А. Шишкина 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.ИЛЬИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ТОМАРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 694840, с. Ильинское, пер. Гвардейский,15 тел./факс: (424-46) 2-52-09 E-mail: Ilinskmousosh@mail.ru ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим Советом от 24.05.2024, протокол № 6/4 приказом директора школы от 24.05.2024 № 196-ОД Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Ильинское муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области» по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних «Вместе мы сильнее» на 2024-2027 гг. с.Ильинское 2024 г. 2 Структура программы Раздел I. Паспорт Программы………………………………………………………4-7 1.1.Пояснительная записка. Актуальность Программы. Содержание проблемы и обоснование необходимости еѐ решения…………………………...7-10 1.2.Основные цели и задачи Программы…………………………………...10-12 Раздел II. Мероприятия по реализации программы……………………………..15-22 2.1.Основные направления программы……………………………………..15-19 2.2.Прогнозируемые результаты реализации Программы……………………19 2.3.Тематика лекций для родителей…………………………………………....20 2.4.Учебно-тематический план…………………………………………………21 ПРИЛОЖЕНИЯ: Приложение 1. Дорожная карта реализации Программы…………………………………...22-26 Приложение 2. План основных мероприятий по формированию толерантного сознания и профилактике экстремизма……………………………………………………….27-28 3 Паспорт Программы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних «Вместе мы сильнее» Наименование Программа по формированию законопослушного Программы поведения несовершеннолетних «Вместе мы сильнее» (далее - Программа) Основные Управленческая команда школы разработчики Исполнители - администрация МБОУ СОШ с.Ильинское (далее – Школа); - педагогический коллектив; - специалисты по работе с детьми (педагог-психолог); - родительская общественность; - обучающиеся школы 1-11х классов Основание для -Конституция Российской Федерации; - Федеральный разработки закон «Об образовании в РФ» (с изменениями и Программы дополнениями) от 29.12.2012 № 273-ФЗ; -Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020г. № 474 «О национальных целях развития Российской федерации на период до 2030 года»; Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2023 г. № 35). -Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы (постановление Правительства Российской Федерации № 1642 от 26.12.2017г.); -Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.09.1996 № 63- ФЗ (с изменениями и дополнениями); -Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями); - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями); -Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 4 Обоснование необходимости Программы Цель Программы № 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями); -Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями); -Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями); -Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" -Конвенция о правах ребенка от 26.01.1990; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; -Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»; -Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде»; -Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.1999 № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи»; -Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению. Именно образовательные организации, где с детьми и подростками на протяжении 9-11 лет работают специалисты, должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди несовершеннолетних и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением создание условий для формирования законопослушного поведения и гражданской ответственности 5 Основные задачи Срок реализации Программы Ожидаемые конечные результаты реализации Программы несовершеннолетних -воспитывать у школьников уважение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам через различные формы и направления работы; -проводить системную профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников через взаимодействие с социальными партнерами, родителями; -активизировать разъяснительную работу среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в Школе и семье; -обучать педагогический коллектив вопросам воспитания законопослушного гражданина через различные формы, технологии и методики работы; -формировать бережное отношение у школьников к своему физическому и психическому здоровью через урочную и внеурочную деятельность; -содействовать функционированию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; -продолжить работу по взаимодействию с социальными партнерами по вопросам воспитания подрастающего поколения 2024-2027 год -повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации; -увеличение числа детей и молодежи, участвующих в общегородских мероприятиях, в детско-юношеских общественных организациях, клубах; -снижение количества правонарушений за период реализации Программы; -овладение основными знаниями и понятиями о значении здорового образа жизни, о последствиях приѐма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья; -применение основных приѐмов улучшения и сохранения здоровья, умения активно и доброжелательно контактировать с людьми, проявление творческих способностей в коллективно-творческих делах, умения адекватно оценивать проблемные ситуации и готовность 6 разрешать их; -подготовка школьников к самореализации и социализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в с.Ильинское; -увеличение числа детей, вовлеченных в социально значимую деятельность (волонтерство, поисковая, исследовательская деятельность и иное); -укрепление связей с социальными партнерами, родителями по вопросам воспитания законопослушного гражданина Пояснительная записка Под законопослушным поведением понимается, прежде всего, ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям закона. В ст. 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120ФЗ от 24.06.1999 г., закреплена необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных организаций программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Согласно Закону № 120-ФЗ, к компетенции МБОУ СОШ с.Ильинское входят следующие задачи: 1.Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется: -постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении; -проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей; -разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития; -привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи; -разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении; -осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика. 2.Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по 7 неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Работа в этом направлении предусматривает: -разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению; -направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в отдел образования «Томаринский городской округ» (Учредителю) на 1 число каждого месяца учебного года; -совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока; -обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования; -разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в группе риска; -организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся; -проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч»). 3.Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей. -организация работы классных руководителей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку); -организация работы педагога психолога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника; -организация рейдов в селе Ильинское представителями образовательного учреждения совместно с органами внутренних дел, комиссией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.; -создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска; -привлечение органов родительского самоуправления, и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей; -принятие необходимых мер по лишению родительских прав и устройству ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; -организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение; 8 -создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении; -обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания. 4.Обеспечение организации в школе общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает: -развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении; -разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания; -организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах; -обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время. 5.Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через: -организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.); -включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся; -использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д; -организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся; -привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; -использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, 9 декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; -проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры; -создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной газеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения учащихся. Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению. Именно образовательные организации, где с детьми и подростками на протяжении 9-11 лет работают специалисты, должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди несовершеннолетних и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением. Воспитание законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Воспитание законопослушного гражданина – одна из центральных задач Школы. От еѐ решения во многом зависит успех всей воспитательной работы. Система формирования законопослушного поведения должна быть ориентирована на создание привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Формирования законопослушного поведения школьников невозможно без освоения подрастающим поколением нравственных норм и ценностей, являющихся основой становления сознательного члена общества. К структурным элементам законопослушного поведения школьников относится: знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права; глубокое внутреннее уважение к традициям, обычаям, праву, законам, законности и правопорядку, морали, убежденность в необходимости соблюдения их; активная жизненная позиция; умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения. Основные цели и задачи Программы Цель Программы - создание условий для формирования законо-послушного поведения и гражданской ответственности несовершеннолетних. Задачи Программы: 10 воспитывать у школьников уважение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам через различные формы и направления работы; проводить системную профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников через взаимодействие с социальными партнерами, родителями (законными представителями); активизировать разъяснительную работу среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в Школе и семье; обучать педагогический коллектив вопросам воспитания законопослушного гражданина через различные формы, технологии и методики работы; формировать бережное отношение у школьников к своему физическому и психическому здоровью через урочную и внеурочную деятельность; содействовать функционированию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; продолжить работу по взаимодействию с социальными партнерами по вопросам воспитания подрастающего поколения. Сроки и этапы реализации Программы Данная Программа рассчитана на три учебных года реализации и будет реализовываться в период с 2024 г. по 2027 г. Подготовительный этап (2024 год) работа с документацией. Практический этап (сентябрь 2024 года – май 2027 года) реализация Программы; отслеживание результатов; коррекция Программы; отработка технологий и методов работы. Обобщающий этап (июнь - август 2027 года) анализ и обобщение результатов; соотнесение результатов с поставленными целями; оформление и описание результатов; выработка методических рекомендаций; описание опыта работы по реализации Программы; формирование рабочей модели системы профилактической работы. Ожидаемые результаты реализации Программы повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации; увеличение числа детей и молодежи, участвующих в общегородских мероприятиях, в детско-юношеских общественных организациях, клубах; снижение количества правонарушений; овладение основными знаниями и понятиями о значении здорового образа жизни, о последствиях приѐма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на 11 организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья; применение основных приѐмов улучшения и сохранения здоровья, умения активно и доброжелательно контактировать с людьми, проявление творческих способностей в коллективно-творческих делах, умения адекватно оценивать проблемные ситуации и готовность разрешать их; подготовка школьников к самореализации и социализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в селе; увеличение числа детей, вовлеченных в социально значимую деятельность (волонтерство, поисковая, исследовательская деятельность и иное); укрепление связей с социальными партнерами, родителями (законными представителями) по вопросам воспитания законопослушного гражданина. Реализация Программы призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны: овладеть системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями; уважать и соблюдать права и законы; жить по законам морали и государства; быть законопослушным, активно участвовать в законодательном творчестве; быть толерантным во всех областях общественной жизни; осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость. Основные принципы организации работы Программа предусматривает следующие содержательные линии: создание условий для занятости учащихся во внеурочное время в системе дополнительного образования, оздоровительных лагерей; организация в рамках программы воспитания, профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся, мероприятий, направленных на формирование духовно- нравственных категорий (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.); организация участия обучающихся совместно с родителями (законными представителями) в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций муниципального, регионального и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся; привлечение родителей к решению проблем воспитания законопослушного гражданина; использование педагогами современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д; 12 использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей (законных представителей) по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры; размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения. Основные направления и разделы работы по реализации Программы 1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогу-предметнику с неуспевающими учениками. 2. Работа с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины, является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. 3. Организация досуга учащихся. Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». 4.Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. 5.Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. 6.Профилактика наркомании и токсикомании. 7.Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Весь педагогический коллектив поводит работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистские настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению 13 идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь привлекаются учащиеся старших классов. 8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социальноопасном положении. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Некоторые посещения проводятся с сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в ОП. 9. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на ИПР учащихся с асоциальным поведением индивидуальная работа с ними. Основные направления и разделы работы по реализации Программы: 1.Работа с обучающимися: Урочная и внеурочная деятельность. Организация досуга учащихся. Правовое воспитание. Профилактика наркомании, токсикомании и других негативных проявлений. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Проведение индивидуальной профилактической работы, в том числе с привлечением школьной службы сопровождения, медиации. Пропаганда здорового образа жизни. Включение активных форм просвещения здорового образа жизни и организация общественно-полезной деятельности подростков в области досуга и укрепления здоровья. 2.Работа с педагогическим коллективом Проведение образовательных мероприятий для педагогов по вопросам формирования законопослушного поведения. Включение в рабочие программы учебных предметов вопросов по воспитанию законопослушного гражданина (обществознание, право, экономика, история, ОБЖ, русский язык и литература, биология, химия, физическая культура). Взаимодействие педагогических работников с педагогом-психологом, социальным педагогом по профилактике негативных проявлений в школьной среде. Включение в темы для индивидуальных учебных проектов вопросов, связанных с пропагандой здорового образа жизни, воспитанием толерантности. 3.Работа с родителями Обучение родителей вопросам воспитания законопослушного гражданина через различные формы работы с привлечением представителей системы профилактики, служб сопровождения и социальных партнеров. Проведение совместных мероприятий с родителями (законными представителями) по формированию и воспитанию законопослушного 14 гражданина. Работа с социальными партнерами Привлечение различных ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, силовых структур, родительской общественности для проведения совместных проектов. Продолжение работы школы по взаимодействию с социальными партнерами. Основные направления Программы 1.Правовое воспитание. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Главной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника. Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести, формированию духовно-нравственных ценностей, в этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Внимание учащихся необходимо акцентировать не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося в «положение жертвы». На родительских собраниях доводить до сведения родителей (законных представителей) информацию об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, о материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних. 2. Включение активных форм просвещения здорового образа жизни и организация общественно-полезной деятельности подростков в области досуга и укрепления здоровья, представляются более эффективными способами профилактики курения, наркомании, алкоголизма и совершения противоправных действий среди детей и подростков. Организация данной работы должна вестись с 15 учетом возрастных особенностей детей и школьников в реализации социальной инициативы, активности и потребности в общении со сверстниками. В реализации данной работы необходимо создавать психолого-педагогические условия вовлечения не только социально успешных подростков, но, прежде всего, передавать инициативу подросткам с отклоняющимся поведением, для которых данная деятельность может быть сферой проявления их личностной самореализации. 3.Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей (законных представителей) позволят своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогу-предметнику с неуспевающими учениками. 4. Работа с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины, является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у несовершеннолетнего, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Педагоги совместно с социальными службами должны установить ежедневный контроль посещаемости занятий. В случае пропуска занятий несовершеннолетним необходимо выяснять у родителей (законных представителей) причину отсутствия. Следует установить контроль со стороны родителей (законных представителей) и педагогов за поведением «прогульщика». Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям (законным представителям), которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты. 5.Организация досуга учащихся. Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга несовершеннолетних, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в Школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. 16 6.Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Современные дети испытывают: потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России; потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья; готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни. 7.Профилактика наркомании и токсикомании. Совместно с социальнопедагогической службой необходимо проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами полиции и здравоохранения, родительской общественностью. К Программе должны привлекаться специалисты (медики, наркологи, психологи, экологи, спортсмены), а также необходимо использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья. В пропаганде здорового образа жизни могут использоваться такие мероприятия: беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся; беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками; встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни; «классный видео час», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов. Помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, нужно обращать внимание на такие проблемы, как: преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков; милосердие, доброта и здоровье; природа и здоровье, успешная карьера; компьютерные игры и здоровье; СМИ и здоровье. Роль педагога-организатора, в рамках работы ученического самоуправления заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия разовьют активность, формирование жизненных позиций. 8.Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Весь педагогический коллектив должен поводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистские настроенные организации и группировки. Социально-педагогической службе Школы нужно проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. К 17 участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь привлекаются учащиеся старших классов. Необходимо акцентировать внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу. Активизировать работу среди несовершеннолетних по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект. 9.Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально опасном положении. Данную работу необходимо осуществлять в соответствии с отдельным планом. При выявлении негативных фактов классным руководителям необходимо информировать Совет профилактики Школы. Классные руководители должны знакомиться с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводить беседы с родителями (законными представителями), взрослыми членами семьи, составлять акты обследования жилищно-бытовых условий, выяснять положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями (законными представителями). Некоторые посещения должны проводиться с сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в органах внутренних дел, или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям. При выявлении конфликтов между родителями (законными представителями) и детьми, проблем в семейном воспитании, работа проводится одновременно с родителями (законными представителями) и детьми. Наиболее трудной задачей является обучение родителей (законных представителей) правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения. Важными направлениями в этой работе являются: установление доверительных отношений между родителями (законными представителями) и педагогом; разъяснение родителям (законным представителям) основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность; формирование у родителей (законных представителей) правильного отношения к чувству само ценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка; формирование у родителей (законных представителей) чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. 10.Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности в Школе является выявление, постановка на внутришкольный учѐт 18 учащихся с асоциальным поведением, индивидуальная работа с ними, разработка для них индивидуального профилактического плана. Процедура постановки на внутренний контроль начинается при наличии заявления родителей (законных представителей) об оказании им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов (КДНиЗП, определения или приговора суда, информации из ОПДН и т.п.). Индивидуальный профилактический план должен быть представлен как система управления обучением, воспитанием, развитием несовершеннолетнего в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением. В плане целесообразно отразить предметы, психолого-педагогическое, социально-воспитательное сопровождение, дополнительное образование и т.д., предполагаемый результат и сроки, ответственного за реализацию, участников. В индивидуальной профилактической работе также следует уделить внимание следующим формам, методам и приемам: -изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье; -тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности; -подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях; -работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме; -просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма; -вовлечение учащихся в спортивно-оздоровительные объединения, кружки, секции, привитие навыков здорового образа жизни. Контроль и управление реализацией Программы: В организации образовательного процесса рекомендуется обратить внимание на содержательный аспект, усилить административный контроль за исполнением Программы, составить циклограмму выходов на уроки и внеурочные мероприятия представителей администрации Школ. Для успешного выполнения задач, лежащих в основе формирования законопослушного поведения и профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо: -выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия. Показатели оценки эффективности Программы определяются на основе анализа динамики мониторинговых оценок реализации Программы. 19 Предполагается разработка и использование системы количественных и качественных показателей, характеризующих текущие и конечные результаты реализации Программы в целом. 2.2.Прогнозируемые результаты реализации Программы Реализация Программы формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны: -овладеть системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями; - уважать и соблюдать права и законы; - жить по законам морали и государства; -быть законопослушным, активно участвовать в законодательном творчестве; - быть толерантным во всех областях общественной жизни; -осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость. Ожидаемый результат: Повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации; Активизация внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь; Снижение количества правонарушений за учебный год. Повышение осведомленности подростков по проблемам наркотической и алкогольной зависимости. Приобретение подростками навыков устойчивости к групповому давлению и избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ. Приобретение подростками умения адекватно оценивать проблемные ситуации и готовность разрешать их. 2.3.Тематика лекций для родителей Законы воспитания в семье. Какими им быть? (1 класс) Воспитание ненасилием в семье. (2 класс) Как научить сына или дочь говорить «нет»? (3 класс) Детская агрессивность, ее причины и последствия. (4 класс) За что ставят на учет в полиции? (5 класс) Свободное время - для души и с пользой или Чем занят ваш ребенок? (6 класс) Как уберечь подростка от насилия? (7 класс) Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. (8 класс) Как научиться быть ответственным за свои поступки? (9 класс) Что делать если ваш ребенок попал в полицию? (10 класс) Закон и ответственность. (11 класс) 20 Учебно-тематический план План реализации программы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних № п/п Разделы курса, темы Колво часов Сроки проведения 1-4 класс 1 МОДУЛЬ: «Я познаю себя» 1. Международные документы о правах ребенка. 2. Правила поведения учащихся. Для чего они нужны? 3. Мои права и права других людей. Мои обязанности. 4. Вредные привычки и борьба с ними. 5-7 класс 2 МОДУЛЬ: «Я и они» 1. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. 2. Права и обязанности школьника. 3. Курение: мифы и реальность. 4. Хулиганство как особый вид преступлений несовершеннолетних. 8-9 класс 1 1 1 1 октябрь январь март май октябрь 1 1 январь март май 3 МОДУЛЬ: «Я познаю других» 1. 2. 3. Критерии взрослости. Способы борьбы со стрессом. Взаимоотношения полов. Что такое ответственность? Человек и наркотики: кому и зачем это нужно. 1 1 1 октябрь ноябрь декабрь 4. 5. Алкоголь: мифы и реальность. Учимся решать конфликты. 4 МОДУЛЬ: 10-11 класс «Мой нравственный выбор» Свобода и ответственность. Преступление и наказание. Навыки самообладания при общении с неприятными людьми. Умеем ли мы прощать? Я гражданин России. Как не стать жертвой преступления. Защита прав ребенка и правовое воспитание. 1 1 март май 1 1 октябрь ноябрь 1 1 1 декабрь март апрель 1. 2. 3. 4. 5. 21 Приложение № 1 Дорожная карта реализации Программы 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2 2.1 2.2 Мероприятия Организационные мероприятия Выявление детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей классы сроки ответственные 1-11 сентябрь-октябрь Заполнение социальных паспортов классов и школы с целью получения необходимой информации об обучающихся Сбор информации о детях и семьях, стоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану) Мониторинг занятости обучающихся во внеурочное время 1-11 сентябрь Заместитель директора по УВР, классные руководители, педагог психолог классные руководители 1-11 сентябрь 1-11 в течение года, 1 раз в четверть советник по воспитанию 1-11 классные руководители Организация деятельности школьной службы примирения Составление плана взаимодействия с органами системы профилактики Разработка плана работы службы сопровождения обучающихся (педагога психолога) Работа с обучающимися В период учебной занятости обучающихся Урочная и внеурочная деятельность по участию в проведении памятных и юбилейных дат: День защитника Отечества, День России, День флага, День народного единства, День героев Отечества, День любви и верности и др. Организация участия детей в региональных, муниципальных мероприятиях 1-11 сентябрь декабрь март май 1 раз в четверть 1-11 ежегодно 1-11 сентябрь 1-11 согласно календаря событий 1-11 согласно датам мероприятий 22 классные руководители Чернявская А.В., советник Чернявская А.В., советник Чернявская А.В., советник классные руководители Чернявская А.В., советник классные руководители заместитель директора по УВР, советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО, классные 2.3 Урочная и внеурочная деятельность по профориентации с обучающимися 1-11 в течение года 2.4 Вовлечение учащихся в культурнодосуговую деятельность (кружки, секции, классные часы, организация и посещение выставок, спектаклей, участие в спортивных соревнованиях, Днях здоровья и др.) Участие в конкурсном и олимпиадном движении 1-11 в течение года 1-11 в течение года 2.6 Мероприятия по пожарной безопасности, БДД, информационный безопасности, безопасности в сети Интернет 1-11 1 раз в месяц 2.7 Включение в работу различных форм сотрудничества с социальными партнерами, ведомствами, общественными организациями, учреждениями культуры, науки, спорта, здравоохранения, силовыми структурами, родительской общественностью для проведения совместных проектов Участие в мероприятиях Юнармии, РДДМ 1-11 постоянно 1-11 постоянно Работа с обучающимися на базе библиотеки (библиотечные уроки, выставки, праздники, конкурсы) Проведение мероприятий по темам: «Правовая грамотность», «Правила поведения учащихся. Для чего они нужны?», «Мои права и права других людей. Мои обязанности», «Здоровый образ 1-11 постоянно 1-11 в течение года 2.5 2.8 2.9 2.10 23 руководители, учителя предметники Заместитель директора по УВР, советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО, классные руководители, советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО, классные руководители, классные руководители, учителя предметники Заместитель директора по УВР, советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО, классные руководители Заместитель директора по УВР, советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО, классные руководители Заместитель директора по УВР, советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО, классные руководители библиотекарь советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО, классные руководители жизни. Вредные привычки и борьба с ними», «Права и обязанности школьника», «Секреты табака», «Хулиганство как особый вид преступлений несовершеннолетних», «Критерии взрослости. Способы борьбы со стрессом», «Взаимоотношения полов. Что такое ответственность?», «Наркотики: секреты манипуляции», «Алкоголь: не позволяйте собой манипулировать!», «Учимся решать конфликты», «Свобода и ответственность. Преступление и наказание», «Навыки самообладания при общении с людьми», «Как не стать жертвой преступления?», «Я – гражданин России!» Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе Оказание помощи обучающимся в трудной жизненной ситуации 1-11 по мере необходимости 1-11 по мере необходимости Учет посещаемости школы детьми, состоящими на разных формах учѐта, контроль их занятость во время каникул Проведение заседаний школьного Совета профилактики 1-11 постоянно 1-11 1 раз в месяц 2.15 Проведение рейдов в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении и семьи, чьи дети состоят на различных формах учѐта 1-11 постоянно 2.16 Организация досуга обучающихся (согласно программе воспитательной работы классов) 1-11 в течение года 2.17 Обучение обучающихся способам решения конфликтов (по отдельному плану), организация работы 1-11 в течение года по плану 2.11 2.12 2.13 2.14 24 Педагог-психолог, классные руководители Педагог-психолог, классные руководители Педагог-психолог, классные руководители советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО, классные руководители советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО, классные руководители Заместитель директора по УВР, Советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО, классные руководители, педагог дополнительного образования Члены школьной службы примирения 2.18 2.19 2.20 3 3.1 школьной службы примирения Контроль за посещаемостью уроков, поведением учащихся и детей из семей, состоящих на различных видах профилактического учета Проведение социальнопсихологического тестирования В каникулярное время Организация различных форм занятости в каникулярное время: занятость в лагерях; -участие в трудовых бригадах и трудоустройство; -реализация дополнительных общеобразовательных программ на базе учреждений дополнительного образования; -участие в спортивных сборах, соревнованиях, конкурсах Работа с семьей Выявление «неблагополучных» семей 1-11 по графику Администрация школы, классный руководитель 7-11/ достигш ие 13 лет октябрь-ноябрь Заместитель директора по УВР, педагог-психолог 1-11 в каникулярное время Администрация школы, классные руководители, Советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО 1-11 постоянно классные руководители администрация школы, педагог психолог, классные руководители администрация школы, педагог психолог, классные руководители классные руководители 3.2 Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) 1-11 по запросу 3.3 Просвещение родителей (законных представителей) (распространение памяток, методических рекомендаций и др.) Совместные мероприятия с родителями (законными представителями) Работа с педагогами школы Рассмотрение вопросов профилактики (120-ФЗ), морали, традиционных ценностей, толерантности на педагогических советах Изучение нормативно-правовой документации по вопросу 1-11 по запросу 1-11 1 раз в четверть 3.4 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 Проведение бесед по правовой тематике, встречи с представителями общественных организаций, органов власти, правоохранительных органов Оформление стендов для обучающихся по правовому всеобучу Участие в районных семинарах, конференциях по вопросам духовно- ежемесячно администрация школы, педагог психолог, классные руководители постоянно администрация школы, педагог психолог, классные руководители Администрация школы, педагог психолог, классные руководители педагог-психолог не менее 1 раза в месяц в течение года постоянно 25 педагоги школы 5 5.1 5.2 5.3 5.4 нравственного, патриотического воспитания, финансовой грамотности, профилактики правонарушений в молодежной среде Диагностика и анкетирование Анкетирование обучающихся Диагностика обучающихся (профдиагностика, социальнопсихологическое тестирование) Анкетирование родителей (законных представителей) Индивидуальная работа с обучающимися на основании рекомендаций психолога 1-11 по графику 7-11 по графику 1-11 октябрь январь постоянно 1-11 классные руководители администрация школы, классные руководители педагог психолог классные руководители Данная программа предполагает использование различных подходов при работе с подростками: 1.Информационный подход, который фокусируется на повышении уровня информированности подростков по правовым аспектам законодательства. 2.Приобретение и развитие общих жизненных навыков, которые помогут принять правильное решение при возникновении проблемных ситуаций. 3.Освоение социальных навыков, дающих возможность приобрести навыки противостояния социальному давлению. Формы работы: -Классный час -Беседа -Дискуссия -Ролевая игра -Видеолекторий 26 Приложение № 2 ПЛАН основных мероприятий по формированию толерантного сознания и профилактике экстремизма № Мероприятия 1 2 3 4 5 Организация и проведение родительских собраний по темам: «Роль родителей в формировании толерантной личности», «Профилактика правонарушений и проявлений экстремистского характера среди несовершеннолетних» Организация и проведение мероприятий, посвященных международному Дню толерантности. Осуществление комплекса мероприятий по выявлению и пресечению деятельности религиозных сект, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность Принятие мер по профилактике вовлечения несовершеннолетних и молодежи в экстремистские акции и групповые нарушения общественного порядка, а также имеющие непосредственное отношение к пропаганде идей экстремизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни среди молодежи Работа с фондами библиотек по исключению экстремистских материалов Срок Ответственный исполнения в течение Классные года руководители ноябрь в течение действия программы в течение действия программы в течение действия программы 6 Осуществление контроля за контентной фильтрацией для исключения доступа обучающихся к Интернет - ресурсам, несоответствующим задачам воспитания и образования постоянно 7 Проведение рейдов в места массового скопления подростков и молодежи с целью профилактики асоциальных, противоэкстремистских явлений в молодежной среде. Организация работы кружков и спортивных секций постоянно Организация информационного сопровождения мероприятий (выпуск информационных буклетов, методических рекомендаций) в течение действия программы 8 9 постоянно 10 Проведение дней, недель, месячников правовых знаний, бесед, лекций, дискуссий с подростками и молодежью. один раз в месяц 11 Подготовка материалов по тематике толерантности и экстремизма 12 Организация и проведение в оздоровительных лагерях с в течение года апрель 27 Классные руководители Советник по воспитанию Зам.директора по УВР, советник по воспитанию, классные руководители Зам.директора по УВР, педагог библиотекарь Зам.директора по УВР, учитель информатики Классные руководители Зам.директора по УВР Зам.директора по УВР, педагог библиотекарь Зам.директора по УВР, советник по воспитанию, классные руководители Советник по воспитанию Советник по дневным пребыванием работы по формированию у несовершеннолетних толерантного сознания и поведения и профилактике экстремизма 28 воспитанию